Полугодовой академический просмотр в МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ 29 января 2024 года
Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ.
29 января 2024 года в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств состоялся полугодовой академический просмотр учебно-творческих работ студентов руководством, представителями профессорско-преподавательского состава Института, членами Президиума и Отделений Российской академии художеств, специалистами Управления по координации академического художественного образования Академии и научными сотрудниками Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Комиссия, возглавляемая ректором МГАХИ им. В.И. Сурикова, вице-президентом РАХ А.А. Любавиным; первым вице-президентом РАХ В.Г. Калининым; вице-президентом РАХ А.А. Золотовым; главным ученым секретарем Президиума РАХ, академиком-секретарем Отделения архитектуры РАХ О.А. Кошкиным, внимательно изучила и проанализировала итоги деятельности Института за первую половину 2023/2024 учебного года. На факультете живописи активное участие в просмотре принял член Президиума РАХ П.Ф. Никонов.
Просмотр был проведен на всех творческих факультетах Института. Общая численность обучающихся составляет 852 человека, из них по творческим факультетам: 318 на факультете живописи, 124 на факультете графики, 101 на факультете архитектуры, 73 на факультете скульптуры.
Проделанная комиссией работа позволила определить уровень подготовки студентов, отметить положительные аспекты, обозначить имеющиеся проблемные моменты и совместно наметить пути их проработки. Помимо этого, члены комиссии детально просмотрели учебно-творческие работы каждой учебной мастерской, руководителями которых являются народные и заслуженные художники России, члены Российской академии художеств и члены Президиума РАХ, отметили сильные и слабые стороны в работах студентов. По решению комиссии были скорректированы некоторые оценки (в пользу студентов), выставленные ранее в рамках кафедральных просмотров.
В ходе просмотра на факультете живописи – самом многочисленном в Институте, были представлены мастерские: мастерская монументальной живописи под руководством вице-президента РАХ, академика-секретаря Отделения живописи РАХ, народного художника РФ, профессора Е.Н. Максимова; мастерская станковой живописи под руководством академика РАХ, народного художника РФ, профессора А.Н. Суховецкого; мастерская станковой живописи под руководством академика РАХ, народного художника РФ, профессора Н.В. Колупаева; мастерская современного искусства под руководством члена Президиума РАХ, профессора А.Т. Салаховой и академика РАХ С.П. Оссовского; мастерская станковой живописи под руководством члена-корреспондента РАХ, народного художника РФ Н.Н. Короткова и заслуженного художника РФ, профессора С.И. Смирнова; мастерская станковой живописи под руководством члена-корреспондента РАХ А.В. Купаляна; мастерская театрально-декорационной живописи под руководством академика РАХ, профессора Д.А. Чербаджи; мастерская реставрации станковой живописи под руководством почетного члена РАХ, доцента А.А. Козьмина. Комиссией с удовлетворением было отмечено традиционно высокое качество учебных работ студентов факультета, и что примечательно, в этом учебном году хорошие промежуточные результаты показали и многочисленные иностранные студенты, обучающиеся в Институте из различных стран: Китай, Бангладеш, Болгария и др. Также члены комиссии обратили особое внимание на интересно составленные постановки, соответствующие требованиям учебной программы и на композиционные разработки, которые, безусловно, являются как самой важной составляющей творческого процесса, так и наиболее сложной образовательной задачей, которую не во всех случаях удалось успешно решить. Были даны рекомендации уделять этому направлению еще больше внимания.
Преподаватели факультета графики представили учебные мастерские: мастерскую станковой графики под руководством члена Президиума РАХ, профессора А.И. Теслика; мастерскую графики и плаката под руководством вице-президента РАХ, профессора А.А. Любавина; мастерскую искусства книги под руководством старшего преподавателя Н.Б. Успенской. Работы студентов различных курсов факультета оставили у членов комиссии очень хорошие впечатления. Было особо отмечено, что на факультете ощущается живой процесс, в ходе которого улучается качество подготовки студентов, в частности в мастерской искусства книги, но в тоже время в некоторых учебных работах, как на младших так и на старших курсах наблюдается нарушение гармонии взаимодействия цветовой конструкции с композиционной и чрезмерное увлечение графическими эффектами, что приводит к потере целостности изображения и художественного образа.
При просмотре на факультете архитектуры его преподаватели совместно с заведующей кафедрой архитектуры, членом-корреспондентом РАХ Е.Г. Трибельской ознакомили комиссию с системой обучения, выстроенной на кафедре. Они рассказали об основных учебных заданиях, которые выполняют студенты, начиная с младших курсов, и играющих важную роль в постижении профессии архитектора, таких как: архитектурная отмывка, разработка шрифтовых композиций, компьютерное моделирование, создание архитектурных сооружений из простейших геометрических форм – на примере блочного строительства и др. Члены комиссии отметили хорошую динамику развития мастерских архитектурного факультета.
На факультете скульптуры был также отмечен ряд положительных моментов в подготовке студентов в мастерских члена Президиума РАХ А.И. Рукавишникова и академика РАХ В.И. Кошелева, и в частности на младших курсах, среди которых есть выпускники скульптурного отделения Московской центральной художественной школы при Российской академии художеств, показавшие наиболее высокие результаты. Это является ярким примером эффективности уникальной системы непрерывного академического художественного образования, существующей в нашей стране. Также особый интерес и ободрение у членов комиссии вызвало то, что уже со второго курса в программу обучения вводится создание работ в материале – песчаник и мрамор, и студенты достаточно успешно справляются с этими заданиями.
В ходе просмотра и при подведении его итогов членами комиссии были высказаны профессиональные мнения, сделан ряд конструктивных критических замечаний и даны ценные советы, призванные повысить результаты учебной деятельности вуза.
Комментируя увиденное при просмотре на графическом факультете А.А. Золотов отметил, что в учебных мастерских факультета ощущается атмосфера единства деятельности преподавателя и студента – передачи знаний и опыта, что способствует сохранению целостности графического искусства, которое развивается на факультете, и представляет собой академический подход к процессу обучения, что очень ценно.
Член Президиума РАХ П.Ф. Никонов указал на необходимость усиления внимания к процессу формирования композиционного видения и образного мышления у студентов в учебном процессе. По его словам, крайне важно для студентов даже на этапе обучения стремиться к созданию самостоятельного и законченного художественного произведения, а непросто копировать натуру.
Одним из наиболее важных и сложных моментов на факультете живописи В.Г. Калинин обозначил процесс поиска и разработки студентами сюжетов свои живописных работ, а также необходимость в ходе постижения художественного мастерства стремиться избегать ситуации, когда натура превалирует над композицией и уделять больше внимания созданию художественной образности даже в учебных постановках. В.Г. Калинин также поблагодарил Институт, его руководство и преподавателей за продуктивный просмотр и за те положительные изменения, которые происходят в учебном процессе. Он отметил, что образование – это фундамент становления будущих художников, архитекторов, скульпторов и искусствоведов и то, насколько он надежно выстроен, определяет их профессионализм и степень свободы творческих поисков и экспериментов.
О.А. Кошкин указал на важность использования в процессе обучения будущих архитекторов все доступные возможности современных технологий и необходимость учитывать тенденции развития мировой архитектуры, что успешно реализуется на факультете, благодаря деятельности грамотных и высокопрофессиональных преподавателей-архитекторов. Но в то же время он призвал не забывать о прекрасном наследии традиций архитектуры нашей страны. Подводя итоги просмотра в целом, он подчеркнул, что в Институте происходит очень качественный подбор преподавательского состава, что способствует реализации работы со студентами на самом высоком уровне и формированию «сильного поколения» будущих мастеров изобразительного искусства. Он отметил, что Академия со своей стороны всегда поддерживала и готова дальше поддерживать Институт, его студентов и педагогов.
Академик РАХ, начальник Управления по координации академического художественного образования РАХ Н.Ф. Ломова обратила внимание, что в качестве поддержки молодежного творчества и важной поощрительной меры Академия ежегодно отмечает медалями РАХ «За успехи в учебе» и «За лучшую дипломную работу» лучших студентов и выпускников Института. Также она отметила, что Институт твердо и уверенно стоит на прочных основах академической художественной школы, и взаимодействие Института и Академии позволяет сохранять и развивать эти традиции.
В завершение прошедшего просмотра А.А. Любавин выразил благодарность представителям Российской академии художеств за самое активное и деятельное участие в жизни Института и неравнодушное отношение к творческому процессу, реализуемому в нем, а также поблагодарил профессорско-преподавательский состав Института за проделанную в первом полугодии работу.
Текст подготовлен Управлением по координации академического художественного образования РАХ
версия для печати