Итоговый академический просмотр 2023 года в МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ

 

Фоторепотраж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ и Управление по координации академического художественного образования РАХ
5 июня 2023 года в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств состоялся итоговый академический просмотр учебно-творческих работ студентов.
В просмотре, прошедшем на факультетах живописи, графики, архитектуры и скульптуры приняли участие представители руководства Российской академии художеств и МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ, члены Президиума и отделений РАХ, сотрудники и специалисты Академии и Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ, а также профессорско-преподавательский состав Института. От Академии в просмотре участвовали: Первый вице-президент РАХ В.Г. Калинин; Вице-президент РАХ, ректор Института А.А. Любавин; Вице-президент РАХ А.А. Золотов; Вице-президент РАХ В.З. Церетели; Вице-президент РАХ, академик-секретарь Отделения живописи РАХ, заведующий кафедрой живописи и композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ Е.Н. Максимов; главный ученый секретарь Президиума РАХ О.А. Кошкин; член Президиума РАХ, начальник Управления по работе с регионами РАХ К.В. Петров; член Президиума РАХ, академик-секретарь Отделения графики РАХ А.И Теслик; академик РАХ, начальник Управления по координации академического художественного образования РАХ Н.Ф. Ломова; академик РАХ, заместитель главного ученого секретаря Президиума РАХ А.Н. Синицына; академик РАХ, советник Отделения скульптуры РАХ Л.В. Ширшова; академик РАХ, советник Отделения искусствознания и художественной критики РАХ Е.О. Романова; член-корреспондент РАХ, консультант Отделения живописи РАХ С.Г. Маслакова; член-корреспондент РАХ, консультант Отделения графики РАХ Н.Е. Григорьева; член-корреспондент РАХ, советник Президента РАХ И.В. Тураева; член-корреспондент РАХ, консультант Отделения архитектуры РАХ З.В. Златина; член-корреспондент РАХ, и.о. директора НИИ РАХ С.С. Ступин; ведущий научный сотрудник Отдела проблем художественного образования НИИ РАХ А.А. Дружинин; главный специалист Управления по координации академического художественного образования РАХ А.С. Коннова и др.
Итоговый академический просмотр, традиционно завершающий каждый учебный год, является важным и значимым этапом в процессе обучения студентов. Большая серьезная работа, проделанная членами комиссии в ходе просмотра, позволила на высоко-квалифицированном уровне проанализировать результаты освоения образовательных программ и оценить качество профессиональной подготовки молодых специалистов. В текущем году общая численность обучающихся по всем факультетам составила 783 студента, из них: на факультете живописи – 322 студента; на факультете графики – 107 студентов; на факультете скульптуры – 76 студентов; на факультете архитектуры – 104 студента.
В начале просмотра Н.Ф. Ломова довела до сведения членов комиссии квоты на медали Российской академии художеств «За лучшую дипломную работу» и «За успехи в учебе», выделенные Президиумом РАХ для награждения наиболее отличившихся студентов и выпускников Института по итогам учебного года. В соответствии с этим комиссией были отмечены студенты, показавшие наиболее высокие результаты и их особо интересные и сильные учебно-творческие работы.
На факультете графики, с которого началось проведение просмотра, были представлены работы студентов мастерских искусства графики и плаката, станковой графики, искусства книги, литографии, офорта и гравюры, а также прекрасно оборудованной мастерской шелкографии. А.А. Золотов отметил, что во всех учебных мастерских ощущается очень хорошая творческая атмосфера и это, несомненно, является заслугой преподавателей, но вместе с тем посоветовал, наряду с вопросами мастерства, уделять больше внимания и «возможно, быть строже» в выборе тематической и смысловой наполненности произведений студентов. В.Г. Калинин также отметил в целом хороший уровень подготовки на факультете и, в тоже время указал на имеющиеся более слабые моменты, преимущественно на младших курсах. Он обратил внимание на такую тенденцию, что студенты младших курсов к третьему году обучения «или резко вырываются вперед», или, в других случаях, «остаются беспомощными». Обращаясь к преподавателям факультета, он озвучил пожелание чаще давать студентам задания с использованием различных графических техник и материалов при создании учебно-творческих работ, что позволит более активно развивать их творческое начало в рамках овладения академическими компетенциями и как следствие более глубокому раскрытию потенциала.
В ходе просмотра на факультете живописи, включающем в себя самое большое и разнообразное количество направлений подготовки: станковую, монументальную, театрально-декорационную живопись и реставрацию, члены комиссии с удовлетворением отметили традиционно хороший уровень подготовки студентов различных курсов и мастерских по итогам прошедшего учебного года. В.Г. Калинин обозначил особую роль в процессе обучения студентов качества учебных постановок, создаваемых преподавателями, что сразу видно на просмотре. Убедительно и ясно выстроенная постановка, с точки зрения объемно-пространственного и колористического решения, помогает студентам создать наиболее удачную композицию и в целом лучше способствует развитию композиционного видения, что является одной из главенствующих задач при подготовки профессиональных художников.
На факультете скульптуры члены комиссии единодушно сошлись во мнении, что в Институте, помимо хороших результатов, показанных студентами старших курсов, в текущем учебном году сформировался сильный первый курс, среди студентов которого есть выпускники Московской центральной художественной школы при Российской академии художеств. В.З. Церетели отметил, что в мастерских факультета видна хорошая академическая школа, много учебно-творческих работ, выполненных на высоком профессиональном уровне, достойных участия на выставках.
При просмотре на факультете архитектуры большое одобрение у членов комиссии вызвал тот факт, что преподаватели помимо использования различных графических программ, вводят в процесс обучения на разных курсах обязательные задания, при работе над которыми студенты применяют ручную графику. Примерами таких заданий могут быть: классическая академическая отмывка, чертежи изометрической развертки, разработка архитектурных шрифтов, архитектурный скетчинг и т.д. Также были особо отмечены архитектурные проекты, выполненные в рамках синтеза искусств – архитектуры и скульптуры, где молодыми архитекторами были использованы скульптурные произведения, созданные студентами факультета скульптуры. Члены комиссии отметили, что очень важно как можно больше вводить подобных заданий и привлекать к такому сотворчеству студентов и других факультетов, в особенности монументалистов. И как точно заметил О.А. Кошкин подобного рада взаимодействие, проявившееся на примере факультетов архитектуры и графики, привело к значительному положительному результату работы над шрифтовыми композициями, которые важны и в той и в другой специальности.
В завершении просмотра ректор Института А.А. Любавин сердечно поблагодарил членов комиссии за неравнодушное отношение к Институту и за ту большую и сложную работу, проделанную ими в ходе просмотра. Он отметил, что все озвученные замечания и рекомендации, имеют очень большое и важное значение для Института, для его дальнейшего развития и повышения качества образовательного процесса.
В.Г. Калинин от лица Российской академии художеств и ее Президента З.К. Церетели поздравил руководство и профессорско-преподавательский состав МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ с окончанием очередного учебного года и с успешно проведенным просмотром, пожелал приумножать все достигнутые результаты. Также он отметил, что Институт является прекрасным примером профессионализма, правильного отношения к традициям академической школы и взаимодействия с научным и творческим сообществом. Эти важные позиции необходимо сохранять и развивать в дальнейшем.
Материал подготовлен Управлением по координации академического художественного образования РАХ






версия для печати