Полугодовой академический просмотр в МЦХШ при Российской академии художеств

 

Фото: А.Коннова для rah.ru

16 января 2020 года в Московской центральной художественной школе при Российской академии художеств состоялся академический просмотр работ учащихся за первое полугодие 2019/2020 года. В нем, совместно с руководством и педагогами МЦХШ при РАХ, приняли участие представители от Российской академии художеств: Первый вице-президент РАХ В.Г. Калинин, Главный ученый секретарь Президиума РАХ О.А. Кошкин, вице-президент РАХ, заведующий кафедрой живописи и композиции МГАХИ им В.И. Сурикова Е.Н. Максимов, член Президиума РАХ, председатель Правления МСХ В.А. Глухов, начальник управления по координации академического художественного образования РАХ Н.Ф. Ломова, советники Отделений РАХ и другие члены и сотрудники Академии, а также представители руководства и профессорско-преподавательского состава Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств во главе с ректором, вице-президентом РАХ А.А. Любавиным.

Под руководством директора МЦХШ при РАХ Д.В. Губанова совместно с Художественным советом и педагогическим составом Школы был проведен осмотр учебных классов и мастерских, где членам комиссии были представлены учебно-творческие работы учащихся 5–11-х классов по мастерским живописи (213 обучающихся), скульптуры (35 обучающихся) и дизайна (53 обучающихся). Просмотр сопровождался выступлениями с пояснениями руководителей учебных мастерских и педагогов по специальным предметам и заинтересованным обсуждением членами комиссии. В ходе просмотра были отмечены положительные моменты относительно уровня подготовки обучающихся по специальным дисциплинам, а также обозначены направления, требующие доработки.

В завершении просмотра состоялось традиционное подведение итогов, в ходе которого представители Российской академии художеств и МГАХИ им. В.И. Сурикова могли обменяться мнениями, высказать предложения и замечания. Начал данное обсуждение В.Г. Калинин, поздравив всех присутствующих от лица Президиума и Президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели с началом нового 2020 года и с успешным проведением полугодового просмотра. Положительным моментом просмотра он назвал хорошее качество учебных работ обучающихся, достигнутое благодаря тому, что обучение строится по методикам, сложившемся на протяжении длительного периода формирования и развития академической художественной школы. Особо Виктор Григорьевич отметил работы в младших (5–6-х) классах, где прослеживается увлеченное включение учащихся в сложный образовательный процесс с помощью умелого и грамотного использования методических средств. Помимо этого он указал на значение составления экспозиций просмотра и на необходимость в дальнейшем развешивать учебные работы строго по авторам, без разбивки отдельно на живопись, рисунок и композицию, как это встречалось в некоторых мастерских.

В своем выступлении В.А.Глухов отметил, что общая картина промежуточного результата по итогам полугодового просмотра положительная. Он отдельно выделил высокий уровень качества живописи в учебных работах 11-х классов и в то же время подчеркнул необходимость еще больше уделять внимание на развитие у обучающихся умения видеть пространство, световые и тоновые отношения. Виктор Александрович порекомендовал сочетать работу над длительными постановками с короткими, а также выполнять учебные задания по гризайли черной акварелью, наряду с твердыми графическими материалами, с целью более эффективного развития объемно-пространственного мышления школьников. В старших классах не отказываться полностью от использования акварели, что будет способствовать более осмысленной работе над постановками, так как чередование различных материалов для выполнения заданий положительно отражается на процессе обучения.

А.А. Любавин выразил благодарность преподавателям Школы за успешную педагогическую работу, которая приносит свои плоды. Хорошо подготовленные ученики успешно продолжают свой путь обучения уже в высших учебных заведениях, и в первую очередь в МГАХИ им. В.И. Сурикова. Анатолий Александрович отметил присущее выпускникам Школы чувство благодарности и признательности учебному заведению и его учителям, приведя в пример студентку Института, которая темой своей дипломной композиции выбрала урок в МЦХШ, где она сама раньше обучалась. Также в своем выступлении А.А. Любавин подчеркнул высокий уровень подготовки в учебно-творческой мастерской «Скульптуры» и отметил ряд учащихся, работающих на высоком профессиональном уровне.

О.А. Кошкин присоединился к словам поздравлений по случаю прошедшего просмотра, также отметил качественную работу педагогов. Выделив хорошие постановки мастерской «Дизайна» в 8-м классе, Олег Александрович в то же время обратил серьезное внимание преподавателей и руководства Школы на имеющиеся недостатки при выполнении заданий по архитектурному дизайну и проектированию. Так, в старших классах прослеживается отсутствие понимания о практическом назначении проектируемых ими объектов, в конкретном случае остановок общественного транспорта, которые в своем большинстве выполнены без учета необходимой конструктивной прочности. Олег Александрович указал на то, что педагогам необходимо уделять больше внимания на разъяснение цели и сути каждого задания и уже с первого класса формировать знания обучающихся о прочности конструкции, ее пользе и практическом назначении.

От факультета живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова выступил декан В.Н. Слатинский. Он обратил внимание членов комиссии и педагогов на работы по живописи и композиции в старших классах отделения «Живописи», в частности на то, что у учащихся хорошо развито образное мышление. Виктор Николаевич метафорично сравнил Школу с «кузницей молодых талантов».

В завершение обсуждения Н.Ф. Ломова отметила, что просмотр прошел очень продуктивно и конструктивно, благодаря слаженной работе по его подготовке и координации директором Школы и его заместителями, совместно с педагогами. Были учтены пожелания членов комиссии прошлых лет, заключающиеся в отражении промежуточных оценок за работы учащихся в экспозиции просмотра. Представленные на просмотре работы соответствовали должному художественному уровню, в программах обучения четко прослеживается принцип усложнения заданий от младших классов к старшим. В 11-х классах ведется работа над выпускными проектами в соответствии с выбранными направлениями – живопись, скульптура, дизайн. Конечно же, окончательные результаты будут видны на итоговом годовом просмотре по завершении учебного года.

Д.В. Губанов поблагодарил педагогов за проделанную работу, членов комиссии от Академии и Института за то, что, не смотря на большую занятость, они всегда приходят на просмотры и в течение учебного года постоянно принимают непосредственное и активное участие в жизни Школы, в развитии и совершенствовании ее образовательного процесса.


Управление по координации академического художественного образования
Российской академии художеств.






версия для печати