Годовой итоговый академический просмотр в МГАХИ им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств
7 июня 2019 года в Московском академическом художественном институте им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств состоялся годовой итоговый академический просмотр учебно-творческих работ студентов.
В просмотре, прошедшем на факультетах живописи, графики и скульптуры под руководством ректора Института, вице-президент РАХ, народного художника РФ, профессора А.А. Любавина, наряду с профессорско-преподавательским сотовом МГАХИ им. В.И. Сурикова приняли участие члены Президиума Российской академии художеств: Первый вице-президент РАХ В.Г. Калинин, вице-президент Золотов А.А., главный ученый секретарь Президиума РАХ О.А. Кошкин, народный художник РФ П.Ф. Никонов, народный художник РФ, председатель Правления МСХ, В.А. Глухов, народный художник РФ К.В. Петров, Заслуженный работник культуры РФ А.И. Рожин; представители отделений РАХ (советники А.Н. Синицына, С.Г. Маслакова, Л.В. Ширшова, Т.В. Михайлова, О.Ю. Власова, Н.Е. Григорьева), Управления по координации академического художественного образования РАХ (Н.Ф. Ломова, А.С. Коннова), Управления информации (пресс-службы) (Н.Н. Панюшева), НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ (директор Н.В. Толстая), а также другие представители аппарата Академии.
Просмотр традиционно начался с факультета графики, где членами комиссии был отмечен в целом стабильно высокий уровень рисунка и качество выполненных студентами учебно-творческих заданий в различных печатных техниках, а также в области иллюстрирования и оформления книги, плакатного и шрифтового искусства. Одним из основных проблемных моментов была обозначена общая тенденция недостаточно высокого уровня развития композиционного мышления студентов, что особенно явно выражается при работе над сложными многофигурными постановками и при переносе сюжетного изображения с композиционных поисковых разработок на большой формат. Члены комиссии подчеркнули необходимость относиться пристальнее к вопросам композиции в образовательном процессе. Помимо этого П.Ф. Никонов призвал уделять больше внимания воспитанию и развитию эстетической культуры и понимания искусства у студентов, так как в представленных на просмотре работах встречаются стилистические и вкусовые проблемы.
В ходе просмотра на живописном факультете продолжилось конструктивное обсуждение и оценка качества подготовки студентов по итогам 2018/19 учебного года. Члены комиссии с удовлетворением отметили достаточно высокое мастерство и профессиональный уровень учебно-творческих работ студентов ряда учебных мастерских. В.Г. Калинин отдельно выделил работы мастерской монументального искусства, выполненные в материале – мозаики, фрески, проектные работы по росписи стен для храмов, церквей, общественных и образовательных учреждений, а также живописные работы и сценические макеты мастерской театрального искусства. Также им было высказано предложение в целях повышения качества композиционных работ и достижения их стилистической гармонии, рассмотреть возможность возвращения практики предложения студентам определенной тематической направленности при создании сюжетных композиций, подбирая актуальные социальные темы.
Традиционно высокие результаты в подготовке студентов были представлены в мастерских факультета скульптуры. Члены комиссии отметили качество рисунков и скульптурных работ в материале. О.А. Кошкиным были выделены наиболее выдающиеся студенты, чьи кандидатуры предложено рассмотреть для выдвижения на награждение медалями Академии «За успехи в учебе».
В заключение просмотра продолжился заинтересованный обмен мнениями между членами комиссии в ходе подведения его итогов. Помимо положительных сторон были обозначены проблемные моменты и предложены конструктивные пути их разрешения. Одним из наиболее важных и серьезных вопросов был выделен вопрос мотивации студентов, повышения у них уровня работоспособности и их дальнейшей поддержки на профессиональном пути. А.А. Золотов отметил, что в данном направлении большую роль играет позиция и авторитет педагогов, указал на необходимость уделять больше внимания индивидуальной работе со студентами и внушению им ценностных ориентиров.
В данном контексте В.А. Глухов подчеркнул необходимость в создании условий, при которых молодые художники будут чувствовать себя востребованными и отметил, что в данном направлении необходимо проводить еще более активную работу общими усилиями Института, Академии и Союза, в том числе в плане выставочной деятельности.
Н.В. Толстая, возвратившись к вопросам связанным с композицией, напомнила, что НИИ РАХ проводит обширную и серьезную деятельность в образовательном направлении, организуются и проводятся все возможные конференции, мастер-классы и курсы лекций, в том числе по вопросам композиции. Она отметила, что Академия открыта и всегда приглашает студентов на подобные мероприятия, а также предложила рассмотреть возможность их проведения в стенах Института.
Ректор А.А. Любавин в своей заключительной речи поблагодарил комиссию за проведенную работу и за живое и неравнодушное участие Российской академии художеств, ее Президента Зураба Константиновича Церетели, членов и сотрудников Академии в жизни МГАХИ им. В.И. Сурикова. Е.Н. Максимов также от лица преподавателей Института, кафедры живописи и композиции выразил благодарность за конструктивную оценку работы Института.
В заключение состоявшегося обсуждения Н.Ф. Ломова дополнительно отметила, что Академия для дальнейшего рассмотрения ожидает от Института кандидатуры на награждение медалями РАХ «За успехи в учебе» и «За лучшую дипломную работу», в соответствии с выделенными квотами в целях оказания поддержки творческому росту молодых художников.
Материал подготовлен Управлением по координации академического художественного образования РАХ
версия для печати