Полугодовой академический просмотр в Московской академическом художественном лицее при РАХ

 

17 января 2018 года в Московском академическом художественном лицее при Российской академии художеств состоялся полугодовой академический просмотр с участием членов Президиума РАХ, специалистов Академии, представителей руководства и профессорско-преподавательского состава Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств. Совместно с исполняющим обязанности директора Лицея Д.В. Губановым и преподавателями по специальным и общеобразовательным предметам в просмотре приняли участие: Первый вице-президент РАХ Калинин В.Г., главный ученый секретарь Президиума РАХ О.А. Кошкин; вице-президенты РАХ А.А. Золотов, К.В. Худяков, ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова А.А. Любавин; академик РАХ, заведующий кафедрой графики и композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова А.Б. Суворов; академики РАХ А.И. Мичри и Б.Ф. Бельский; начальник Управления по координации академического художественного образования РАХ Н.Ф. Ломова; начальник Управления информации и рекламы РАХ Г.В. Каргополова; ведущие преподаватели МГАХИ им. В.И. Сурикова.

На просмотре были представлены учебно-творческие работы лицеистов 1-7 классов по специальным предметам: живописи, рисунку и композиции, созданные за прошедшее полугодие текущего учебного года. В ходе осмотра мастерских живописного, скульптурного и архитектурного отделений члены комиссии высказывали свои мнения, предложения и замечания относительно организации процесса обучения специальным художественным дисциплинам. В завершении просмотра состоялось традиционное обсуждение результатов и подведение промежуточных итогов художественной подготовки обучающихся в Лицее.

По мнению первого вице-президента РАХ Виктора Григорьевича Калинина  один из основных проблемных моментов - вопрос композиционной организации пространства листа, выбор его рабочего формата, а также необходимость более серьёзного подхода к составлению самих постановок, в том числе развеске работ на просмотре.  Им было рекомендовано даже в младших классах, где для выполнения заданий преимущественно используется маленький размер листа, выходить на больший формат и уделять больше внимания композиционному построению учебных постановок, поскольку это способствует живой реакции со стороны обучающихся и, как следствие, повышению их заинтересованности в работе над постановкой. Отдельно он отметил мастерские, в которых развеска учебно-творческих работ  композиционно продуманна и интересна, чего в некоторых других мастерских не хватает, хотя, безусловно, поиск во всем художественной составляющей имеет большое значение для формирования и развития творческой среды. Участвуя в обсуждении итогов просмотра В.Г. Калинин также отметил, что ощущается некоторая изоляция отдельных учебных мастерских. Он высказал преподавателям пожелание не замыкаться только на собственных учебных мастерских, стремиться к продуктивному взаимодействию и обмену опытом.

Главный ученый секретарь Президиума РАХ Олег Александрович Кошкин указал на необходимость введения в программу обучения на архитектурном отделении основ архитектурного проектирования, без которых невозможна качественная подготовка учащихся к последующим ступеням профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Он рекомендовал  приглашать к активному сотрудничеству ведущих специалистов в области архитектуры, известных архитекторов и преподавателей архитектурных вузов и училищ.

Вице-президент РАХ Константин Васильевич Худяков, обращаясь к педагогам и руководству Лицея, отметил, что необходимо приобщать детей ко всем традициям классической живописи, начиная с технологий и материалов. Уделять более серьезное внимания копировальному методу обучения, как историческому методу, по которому обучались все выдающиеся мастера изобразительного искусства. В образовательном процессе использовать лучшие образцы академической живописи, мотивировать обучающихся на работу по копированию классической живописи в музеях, тем более что в Москве их очень много. Совместно с академиком РАХ Борисом Феликсовичем Бельским был поднят вопрос о вводе в программу обучения факультатива по основам печатной графики и ее технологий. Принято решение обсудить взаимодействие по данному направлению преподавателей Факультета графики МГАХИ им. В.И. Сурикова и педагогов Лицея.  

Вице-президент РАХ, ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова Анатолий Александрович Любавин обратил внимание на трудности организации процесса художественного обучения, учитывая необходимость  оказания должного внимания  всем специальным предметам. Как правило, страдает композиция - один из самых важных предметов, даже на примере Института на нее не хватает времени. Но, исходя из просмотренных работ учащихся Лицея видно, что над ней ведется достаточно глубокая работа, осуществляется сбор рабочего материала и его вдумчивая переработка. Он также подчеркнул ценность передачи через поколения любви к искусству и лучших художественных традиций, благодаря существующей исторической связи между Лицеем, МГАХИ им. В.И. Сурикова и Российской академией художеств.           

Академик РАХ, заведующий кафедрой графики и композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова Александр Борисович Суворов затронул проблему тоновых и цветовых отношений в изображениях, заключающуюся в некотором монотонном однообразии живописных и графических работ преимущественно лицеистов младших и средних классов.  

При обсуждении результатов просмотра Вице-президент РАХ Андрей Андреевич Золотов отметил, что не следует оказывать чрезмерное педагогическое давление на учащихся, сосредотачивать внимание только  на особо выдающихся и пренебрежительно относиться к более слабым. Важно выстроить уважительное отношение к личности каждого ребенка и независимо от их дальнейших профессиональных устремлений внушить каждому ощущение художественной состоятельности и полноценности.  

Наряду с установленными в ходе просмотра отдельными недостатками и проблемами, имеющимися в отдельных классах и в целом в методике обучения специальным дисциплинам, члены комиссии единогласно отметили  хороший общий уровень художественной подготовки в лицее. И особенно – в   скульптурном отделении, где  на высоком профессиональном уровне выполнены учебные рисунки и работы в материале.

В своей заключительной речи Первый вице-президент РАХ Виктор Григорьевич Калинин передал приветствие и самые добрые пожелания от Президента РАХ Зураба Константиновича Церетели, отметил традиционную готовность Академии всячески поддерживать Лицей и способствовать сохранению и развитию уникальных традиций академической художественной школы.

Подводя итоги просмотра,  исполняющий обязанности директора Московского академического художественного лицея при Российской академии художеств Дмитрий Вячеславович Губанов выразил искреннюю признательность всем членам комиссии за то, что, несмотря на большую занятость, они смогли найти время и приняли в нем самое непосредственное участие.  Он поблагодарил за ценные замечания и рекомендации,  данные в ходе просмотра и обсуждения результатов и отметил высокую значимость такого живого взаимодействия между Лицеем, МГАХИ им. В.И. Сурикова и Российской академией художеств и той помощи и поддержки, которую Лицею оказывают Академия и Институт.

Управление по координации академического художественного образования РАХ.








версия для печати