Видеолекция Михаила Киселёва «Графика московских художников-символистов в журналах “Весы” и “Золотое руно”»

 

Отделение искусствознания и художественной критики РАХ представляет лекцию доктора искусствоведения, профессора, академика Российской академии художеств Михаила Федоровича Киселёва на тему: «Графика московских художников-символистов в журналах “Весы” и “Золотое руно”». 11 ноября 2024 года с 17:00 будет доступна видеозапись лекции на сайте РАХ.


В 1904 году закончил свое существование петербургский журнал «Мир искусства». В том же году как бы на смену ему по инициативе лидеров символистов В.Я. Брюсова в Москве создается журнал «Весы». В этом издании художественную часть очень скоро станет определять будущий «голуборозовец» Н.П. Феофилактов, по инициативе которого в журнале станут играть определяющую роль мастера направления «Голубая роза» (одноименная выставка состоится в 1907 году). Несмотря на участие в этом журнале мирискусников, московские художники вырабатывают приемы, не свойственные графике петербуржцев. Это проявляется в отказе от строгой линеарности, характерной для представителей «Мира искусства». В частности, Феофилактов, которого Андрей Белый называл «московским Бердслеем», хотя и будет в какой-то мере ориентироваться на английского мастера, в отличие от него не станет стремиться к жесткости манеры своего зарубежного коллеги.
Надо сказать, что московские художники начинают стремиться к тому, чтобы лист смотрелся не как плоскость, а как некая воздушная среда. Отсюда замена строгой линии пунктиром, прерывистыми полосками, черточками. Следует сказать, что ориентиром для них являлись В.Э. Борисов-Мусатов и М.А. Врубель с их графическими особенностями. Это характерно для участвующих в журнале П.В. Кузнецова, П.С. Уткина, В.Д. Милиоти, А.А. Архипова, С.Ю. Судейкина, Н.Н. Сапунова.
В 1906 году все они начинают сотрудничать в журнале «Золотое руно», созданном Н. Рябушинским. Литераторы «Весов» во главе с В. Брюсовым и З. Гиппиус ревниво воспринимают более «роскошный» журнал. Но, тем не менее, печатаются в нем. Главным художником нового журнала становится В.Д. Милиоти. На страницах этого издания художники экспериментируют цветом, вводя его в свои графические работы.
Именно Рябушинский организует выставки «Голубой розы», где выявлены все особенности московских художников-символистов, которые воплощают образы, исполненные фантазии и грёз. Все это осуществилось в «Весах» и продолжилось в «Золотом руне». Характерно, что вскоре в ареал «голуборозовского» движения включились мастера, не участвовавшие в названной выставке. Например, А.Г. Якимченко, Н.П. Ульянов и даже К.Ф. Юон. Это свидетельствует о том, что «Голубая роза» отметила новый этап в изобразительном искусстве русского символизма, который на рубеже XIX–XX веков во многом еще формировался в обществе «Мир искусства».

Отделение искусствознания и художественной критики РАХ
Дополнительная информация по тел: 8 (495) 637-5633; 8 (495) 645-8048 доб. 141






версия для печати