Семинар для молодых художников и исследователей «Виктор Иванович Иванов» НИИ РАХ
Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при РАХ организовали научно-просветительский семинар для молодых художников и исследователей «Виктор Иванович Иванов», заседание которого прошло 25 октября 2024 года в Белом зале РАХ (Москва, Пречистенка, 21).
Вход на мероприятие осуществлялся свободно, без предварительной регистрации.
Приветственное слово
Виктор Григорьевич Калинин, первый вице-президент Российской академии художеств, академик РАХ, заслуженный художник РФ;
Андрей Андреевич Золотов, вице-президент Российской академии художеств, академик РАХ, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Вступительное слово
Владимир Петрович Сысоев, кандидат искусствоведения, профессор, академик Российской академии художеств.
Мысли о своем творчестве, о русском и мировом искусстве.
Виктор Иванович Иванов, народный художник СССР, академик Российской академии художеств.
Главным героем встречи стал один из крупнейших российских живописцев второй половины ХХ века, Народный художник РСФСР (1976) и народный художник СССР (1990), академик (1988) Российской академии художеств и действительный член (2002) Петровской академии наук и искусств Виктор Иванович Иванов, который в августе этого года отметил 100-летний юбилей. Студенты МГАХИ имени В.И. Сурикова при РАХ и другие гости, посетившие мероприятие, имели уникальную возможность пообщаться с легендарным живописцем, узнать подробности его творческого пути, становления и поиска индивидуальности.
В.И.Иванов родился 2 августа 1924 года в Москве. В 1944 году окончил Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова, в 1950 году – Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Художник принадлежит плеяде мастеров «сурового стиля». Его живопись занимает особое место в русском искусстве, а главной творческой темой стала русская деревня, жизнь и быт её людей, величие их труда. Мастер всегда стремился раскрыть средствами искусства реальную, непридуманную жизнь с ее современными проблемами, имеющими общечеловеческий смысл. Среди наиболее известных живописных работ можно отметить цикл «Русские женщины. В годы войны» (1958–1967), «Рязанские луга» (1962–1967), «Полдник» (1963–1966), «Человек родился» (1964–1969), «Уборка картошки» (1967), «Вечер в лугах» (1968–1984 гг.), «Женщина в белом платке» (1969), «На Оке» (1972), «Автопортрет с дочерью» (1972, галерея Уффици (Флоренция), «В кафе “Греко”» (1974), «В саду» (1977), «На крыльце» (1979), «Под мирным небом» (1982). Произведения представлены в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других крупнейших музеев России и мира.Творчество В.И. Иванова неизменно находило и находит самую высокую оценку у искусствоведов и коллег.
Гелий Коржев (художник): «В творчестве Иванова гармонично сочетаются такие явления, как традиционность и новаторство, современность и извечные начала, он – следующее звено русской живописной школы».
Ефрем Зверьков (художник): «Обратившись к миру послевоенной деревни, Виктор нашел множество временных связей с прошлым, настоящим и будущим. Иванов – истинный художник, большой мастер и человек высокой ответственности, глубокий философ и великий труженик».
Валентин Сидоров (художник): «Виктор Иванов – крупнейшее явление не только в русском, но и в мировом искусстве XX века. Мощное владение формой, цветом, рисунком, композицией, страстная позиция художника-гражданина, художника-патриота делают его личность в нашей культуре особенной, уникальной. Не за счет искусства жить, а жить искусством, ради искусства, ради великого его предназначения: служить людям, добру и правде. Вся жизнь Виктора Ивановича проходит под этим знаком, знаком подвижника, унаследованного им от великих предшественников и усвоенного им еще юношей в военные годы. Все творчество Виктора Ивановича Иванова посвящено Рязанской земле, но образы, созданные им здесь, имеют общечеловеческое значение. Все творчество его – это тот мостик, та Ариаднина нить, которые связывают искусство России прошлого века с веков XXI. Низкий поклон тебе, Рязанская земля, давшая такого художника! Низкий поклон тебе, художник, явивший миру пример служения искусству!»
Координаторы проекта:
Татьяна Викторовна Малова, кандидат искусствоведения, проректор по научной работе МГАХИ имени В.И. Сурикова при РАХ;
Татьяна Юрьевна Малахова, НИИ РАХ. Дополнительная информация: nii-arts@yandex.ru; +7(495)637-48-06
версия для печати