Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ПЕРСПЕКТИВА

(фр. perspective, от лат. perspicio ясно вижу) систе­мы изображения на плоскости про­странства и объемных тел, их про­странственной структуры, расположе­ния в пространстве и удаления от наблюдателя. П. в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истол­кованию мира, выражению той или иной концепции мироздания. Термин в его современном значении возник вместе с появлением научной пер­спективы.

В истории искусства образовались многие системы П., среди которых первостепенное значение приобрели классическая прямая линейная пер­спектива, сложившаяся в средние века обратная перспектива, полу­чившая особое развитие на Дальнем Востоке воздушная перспектива. Уже в первобытную эпоху и в странах Древнего Востока искусство создало ряд условных приемов, обозначаю­щих расположение в пространстве предметов и фигур (ярусная компо­зиция), сочетание фронтальных и профильных видов с планами, мас­штабные контрасты), что подчиняло все элементы изображения символи­ческой концепции. В античном ис­кусстве, благодаря открытиям грече­ских геометров и философов, разви­тию живописи и театрально-декора­тивного искусства, возникают постро­ения, близкие к линейной перспек­тиве: с несколькими точками схода параллельных линий, расположенны­ми на одной вертикальной оси («рыбья кость») и даже с намечаю­щимся главным центром проекции, т. е. с единой точкой схода (в древнеримских росписях «второго помпеянского стиля», ок. 80 г. до н. э.ок. 30 г.). Средневековая обратная П. по существу слагалась из нескольких изолированных перспективных пуч­ков, обращенных вершиной не в глубь изображения, а к зрителю (который как будто находится в разных местах перед изображением); соединенные вместе, эти фрагменты образуют не­реальное пространство, лежащее как бы за пределами обыденного мира. Параллельно этим системам суще­ствовала и наблюдательная перспек­тива, чисто эмпирические навыки изображения пространства «на глаз», без согласования с теорией и кано­нами. Совершенствование этих зри­тельных и практических навыков создало воздушную перспективу, до­стигшую в Китае, Корее, Японии высокого совершенства в передаче далей и тающих в тумане гор и де­ревьев; последовательное уменьшение четкости удаленных предметов соче­тается с очень высокой точкой зре­ния («с птичьего полета») и с парал­лельной перспективой, изображаю­щей параллельные линии как не пе­ресекающиеся в поле зрения.

Интерес к построению простран­ства и объемных форм в искусстве Проторенессанса и Возрождения нашел высшее выражение в создании математически обоснованной теории и практики линейной перспективы художниками и архитекторами 15 в. (Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло). Были установлены кардинальные представ­ления о пересечении перспективных изображений параллельных прямых в главной точке схода (и параллель­ных плоскостей в линии схода), о горизонте и расстоянии между объ­ектом и наблюдателем. Леонардо да Винчи обосновал принципы воздуш­ной П., влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя. Ренессансные концепции линейной перспек­тивы отражают не только представ­ления о едином пространстве, соеди­няющем чувственные объекты с по­рождениями фантазии, но и понима­ние человека как микрокосма, вби­рающего в себя бесконечность мира и разумность его Строения. В даль­нейшем были разработаны сложные методы построения П. на внутренней поверхности цилиндра (панорам­ная П.) и на внутренней поверхно­сти сферы (купольная П.), на плафонах (см. Перспективная живо­пись). Правила П. стали одной из основ методики художественно­го творчества и образования. В кон. 19 — нач. 20 в. художники, осознавшие ограниченность строгих пра­вил линейной П. (неподвижность на­блюдателя, обязательность единствен­ного центра проекции, противореча­щая бифокальности зрения), Поль Сезанн, К. С. Петров-Водкин, разра­ботавший методику сферической П., использовали множественность точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану и другие приемы, нарушающие жесткую систему ли­нейной П. В 20 в. вырос интерес к «неклассическим» методам обратной П., параллельной П. и т. д.

ПАВИЛЬОН ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ ПАВОЛОКА ПАГОДА ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА ПАДУГА ПАЙЛОУ ПАЛАС ПАЛАТА ПАЛАТЫ ПАЛАЦЦО ПАЛЕСТРА ПАЛЕТКА ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА ПАЛИТРА ПАЛИЦА ПАЛЛАДИАНСКИЙ МОТИВ ПАЛЛАДИАНСТВО ПАЛЬМЕТТА ПАМЯТНИК ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ПАНАГИЯ ПАНДА ПАНДАТИВ ПАНДЖАРА ПАНДУС ПАНЕЛЬ ПАНИКАДИЛО ПАННО ПАНОРАМА ПАНТЕОН ПАНТОГРАФ ПАПЕРТЬ ПАПИРУС ПАПИРУСОВИДНАЯ КО­ЛОННА ПАПЬЕ-МАШЕ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА ПАРАПЕТ ПАРИАН ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА ПАРКЕТ ПАРСУНА ПАРТЕР ПАРТИЙНОСТЬ ПАРУС ПАРЧА ПАСПАРТУ ПАССАЖ ПАСТЕЛЬ ПАСТОЗНОСТЬ ПАСТОРАЛЬ ПАТИНА ПАТИНИРОВКА ПАТИНИРОВКА ПАТИО ПАХСА ПЕЙЗАЖ ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ПЕКТОРАЛЬ ПЕЛЕНА ПЕЛИКА ПЕНСИОНЕР ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ПЕРГАМЕНТ ПЕРГОЛА ПЕРЕВОД ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ПЕРЕДВИЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ ПЕРЕПЛЁТ ПЕРИПТЕР ПЕРИСТАСА ПЕРИСТИЛЬ ПЕРО ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВА ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕЛЬЕФ ПЕРФОРМАНС ПЕТРОГЛИФЫ ПЕТТЕНКОФЕРИРОВАНИЕ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА ПЕШТАК ПИАЛА ПИГМЕНТ ПИКСИДА ПИКТОГРАФИЯ ПИЛОН ПИЛЯСТРА ПИНАКЛЬ ПИНАКОТЕКА ПИНАКС ПИРАМИДА ПИРОН ПИСАНКА ПИТТУРА КОЛЬТА ПИФОС ПЛАВЬ ПЛАКАТ ПИСАНИЦЫ ПЛАКЕТКА ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА ПЛАН ПЛАНЫ ПЛАСТИКА ПЛАСТИЛИН ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА ПЛАСТИЧНОСТЬ ПЛАТЕРЕСКО ПЛАФОН ПЛАЩАНИЦА ПЛЕНЭР ПЛЕТЁНЫЙ ОРНАМЕНТ ПЛИНТ ПЛИНФА (греч. plinthos — кир­пич) ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПЛОЩАДЬ ПЛЮР (фр. pelure) ПОВАЛ ПОВАЛУША ПОВТОРЕНИЕ ПОДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПОДДЕЛКА, фальсифи­кац ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ ПОДЗОР ПОДИУМ ПОДКЛЕТ ПОДЛИННИК ПОДМАЛЁВОК ПОДПИСЬ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАМНИК, подрамок ПОДУШКА ПОЗДНЯЯ ГОТИКА ПОЗИРОВАТЬ ПОЗОЛОТА ПОКРОВ ПОЛИВА ПОЛИГРАФИЯ ПОЛИПТИХ ПОЛИХРОМИЯ ПОЛИЦА ПОЛКА ПОЛНЫЙ ОРДЕР ПОЛОТЕНЦЕ ПОЛОТНО ПОЛОЧКА ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ПОЛУКОЛОННА ПОЛУКРУГЛОЕ ОКНО ПОЛУТЕНЬ ПОЛУТОН ПОЛУФАЯНС ПОЛУФРОНТОН ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНОЕ ОКНО ПОМПЕЯНСКИЕ СТИЛИ ПОНДЕРАЦИЯ ПОНОВЛЕНИЯ, записи ПОП-АРТ ПОРЕБРИК ПОРТАЛ ПОРТАЛ театральный, портал сцены ПОРТАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС ПОРТИК ПОРТРЕТ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПОСТАМЕНТ ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ ПОТИР ПОТАЛЬ ПОЧЕРНЕНИЕ ПОЧЁТНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОБЩ­НИК ПОЯСОК, л и с т е л ь ПРАДАКШИНАПАДХА ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН ПРАНГ ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН ПРАТИКАБЛЬ ПРАЧЕДИ ПРЕДЕЛЛА ПРЕДРОМАНТИЗМ ПРЕКРАСНАЯ МАДОННА ПРЕКРАСНОЕ ПРЕРАФАЭЛИТЫ ПРЕСБИТЕРИЙ ПРЕССОВАННОЕ СТЕКЛО ПРЕСТОЛ ПРИДЕЛ ПРИЁМ ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПРИМИТИВ ПРИМИТИВИЗМ ПРИПОРОХ ПРИСТАВНАЯ КОЛОННА ПРИТВОР ПРИЧЕЛИНА ПРОБЕЛКА ПРОБНЫЙ ОТТИСК ПРОГРАММА ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА ПРОЕКТ ПРОЕКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУС­СТВО ПРОМЫВКА ПРОМЫСЕЛ ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТ­ВО ПРОНАОС ПРОПИЛЕИ ПРОПИСИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИР­КУЛЬ ПРОПОРЦИЯ ПРОРИСЬ ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН ПРОСКЕНИЙ ПРОСПЕКТ ПРОСТИЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУС­СТВА ПРОСТРАНСТВО ПРОТОМА ПРОТОРЕНЕССАНС ПРОФИЛИ ПРОФИЛЬ ПРЯМАЯ РУБКА ПРЯМОЙ НАБОР ПСЕВДОГОТИКА ПСЕВДОДИПТЕР ПСЕВДОПЕРИПТЕР ПСЕВДОСТИЛИ ПСИКТЕР ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПУАНТИЛИЗМ ПУНКТИР ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА ПУНКТИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА ПУНСОН ПУРИЗМ ПУТТИ ПУЧОК КОЛОНН ПУЭБЛО ПЬЕДЕСТАЛ ПЬЕТА ПЯДНИЧНЫЙ ЧИН ПЯТА

версия для печати