Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ПРОМЫСЕЛ


ПРОМЫСЕЛ народно-художест­венный форма организации ху­дожественного труда, основанная на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающая местную культурную традицию. Творческая и профессиональная культура в наро­дно-художественных П. основана на принципах коллективности. П. соот­ветствует артельная форма труда. Археологические находки свидетель­ствуют о том, что народно-художе­ственные П. существовали в России со времен Киевской Руси. Основой для них послужили домашнее произ­водство, коллективное ручное твор­чество, главными принципами кото­рого являлись варьирование устойчивого художественного образа, преемственность мастерства, передача культурной традиции от отца к сыну, от мастера к мастеру. Творчество в П. регулируется зако­ном традиции, спросом, торговыми отношениями. В процессе развития П. отрабатываются технические при­емы, совершенное владение матери­алом, художественные способы его обработки, образная система худо­жественного языка, навыки коллек­тивного творчества. Народные П., неразрывно связаны с бытом, являют­ся развитием местных самобытных культурных традиций, выражением народного художественного мировоз­зрения, эстетики коллективного тру­да, формируемой национальной куль­турой, народной традицией, запроса­ми социальной среды. Русские народ­ные художественные П. структура необычайно гибкая, подвижная, раз­вивающаяся, хотя и в рамках канона, тем не менее чутко реагирующая на изменение стиля в профессиональ­ном искусстве, индивидуализирован­ном творчестве, на запросы времени в целом и, в частности, на запросы конкретной социальной среды.

Художественная жизнь в народ­ном П. формировалась и развивалась под влиянием культурных центровбольших и малых русских городов, чему способствовали торговые отно­шения, ярмарки; это наложило на нее особую печать самобытности, вырабатываемой в синтезе сельской и го­родской культуры (холмогорская резьба по кости, великоустюжская чернь, шемогодская прорезная береста). П. мог охватывать население уез­да, или одной деревни, или куста деревень. Всегда основанный на руч­ном труде, неоднородный по социаль­ной основе: монастырский, посад­ский, сельский, всегда привязанный к конкретному месту, П. отражает историко-культурные особенности края; тем не менее он подвижен в распро­странении. Характерны, напр., роспи­си изб в Архангельской обл., произ­водимые «кочующей» артелью кос­тромских мастеров, или отхожий се­зонный П. Городецких корабельных мастеров, в свободное от плавания по Волге время украшавших избы глу­хой рельефной резьбой по всему Нижегородскому краю и, шире, по Средней и Верхней Волге. П. узор­ной набойки (ивановский, костром­ской, вологодский) основывался на заказах и на материале (домотканое полотно), собираемых мастерами по деревням. Постоянный П., не связан­ный с сезонной отхожей работой, охватывал, как правило, мастеров, работающих дома в свободное от сельских работ время (ковроткачест­во в Курской, Воронежской, Туль­ской обл., гончарный промысел). П. может осуществляться в мастерских (хохломская роспись токарной посу­ды с горячей обработкой или ювелир­ный красносельский П.). Уже со 2-й пол. 17 в., когда русское декоративно-прикладное искусство пере­живало расцвет, происходит бурное развитие народных П.: это изразцо­вое производство, резьба и роспись по дереву, плетение кружев, ткачест­во, гончарное, серебряное дело и др. Творчество народных мастеров дости­гает уровня высокого искусства. Профессионализм народных мастеров всегда включал нравственное чувст­во, воспитанное на отношении к тру­ду, на ответственности за лицо про­мысла, за качество выпускаемых из­делий, за традицию, передаваемую из поколения в поколение как народное достояние. Оригинальная для каждо­го промысла технология, ремеслен­ные навыки труда, приемы и методы работы, художественная система, мотивы, образы, связанные с ними духовные переживания и представления все это в целом формировало школы народных П. и их традиции. П. возникали и получали широкое распространение больше там, где зем­ля была малоплодородной и населе­ние нуждалось в дополнительных доходах. Такими были Архангель­ская, Вологодская, Нижегородская, Владимирская и другие губернии.

Быстрый рост производительных сил в нач. 18 в. приводит к возни­кновению мануфактур, развитию фаб­ричной промышленности, что к сер. 19 в. экономически подорвало П. Од­нако народный П. как структура гиб­кая, подвижная быстро реагирует на новые запросы времени, а именно во 2-й пол. 19 в., когда мелкие П. быс­тро поглощаются фабричным и заводским производством, развиваются новые, художественно оригинальные, как Городецкая роспись (Нижегород­ская губ.), ракульская и борецкая роспись (Архангельская губ.), игру­шечные П. (богородский и др.). Этот процесс происходил наряду со сни­жением качественного уровня изде­лий в результате внедрения фабрич­ных методов в старые П., что несло дробление производственных опера­ций, подавление творческого начала (семеновский ложкарный П., ювелир­ный красносельский П.); тем не ме­нее в этом случае сохранялся «дух ремесла». После 1917 г. ряд культур­ных мероприятий был направлен на возрождение народных художествен­ных П. В 1917—1919 гг. они были организованы на базе артелей. К 1930-м гг. объем их художественной продукции возрастает. Сохраняя структуру артели, народные П. под­вергались всем бедам, принесенным политикой сплошной коллективиза­ции, сливались и укрупнялись; из системы промысловой кооперации они попали в 1960-х гг. в сферу бы­тового обслуживания, а в 1965 г. в систему местной промышленности, что окончательно исказило их твор­ческую и хозяйственную природу. Промышленная система с ее стандартами, тиражированием образца ис­ключала живое творчество на каждой ступени производства. П. терял свою художественную специфику.

Переломный период в истории на­родных П. относится к 1970-м гг. В теории и практике в процессе ост­рых дискуссий утверждается ценность традиций народного искусства как части духовной культуры. Возрожда­ются некоторые традиционные П., напр. гончарство, гончарная и резная деревянная игрушка; стихийно возни­кают новые П. Уникальным явлени­ем стал Полх-Майдан (Нижегородс­кая обл.), где население (800 дворов) занимается росписью токарных изде­лий. Изменения в хозяйственной и культурной жизни страны в 1980— 1990-х гг. открыли народным П. но­вые возможности восстанавливать свою структуру творчества, но и при­носят новые творческие и произ­водственные проблемы. Сейчас в России существует более 250 цент­ров народно-художественных П. (1990).

ПАВИЛЬОН ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ ПАВОЛОКА ПАГОДА ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА ПАДУГА ПАЙЛОУ ПАЛАС ПАЛАТА ПАЛАТЫ ПАЛАЦЦО ПАЛЕСТРА ПАЛЕТКА ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА ПАЛИТРА ПАЛИЦА ПАЛЛАДИАНСКИЙ МОТИВ ПАЛЛАДИАНСТВО ПАЛЬМЕТТА ПАМЯТНИК ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ПАНАГИЯ ПАНДА ПАНДАТИВ ПАНДЖАРА ПАНДУС ПАНЕЛЬ ПАНИКАДИЛО ПАННО ПАНОРАМА ПАНТЕОН ПАНТОГРАФ ПАПЕРТЬ ПАПИРУС ПАПИРУСОВИДНАЯ КО­ЛОННА ПАПЬЕ-МАШЕ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА ПАРАПЕТ ПАРИАН ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА ПАРКЕТ ПАРСУНА ПАРТЕР ПАРТИЙНОСТЬ ПАРУС ПАРЧА ПАСПАРТУ ПАССАЖ ПАСТЕЛЬ ПАСТОЗНОСТЬ ПАСТОРАЛЬ ПАТИНА ПАТИНИРОВКА ПАТИНИРОВКА ПАТИО ПАХСА ПЕЙЗАЖ ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ПЕКТОРАЛЬ ПЕЛЕНА ПЕЛИКА ПЕНСИОНЕР ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ПЕРГАМЕНТ ПЕРГОЛА ПЕРЕВОД ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ПЕРЕДВИЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ ПЕРЕПЛЁТ ПЕРИПТЕР ПЕРИСТАСА ПЕРИСТИЛЬ ПЕРО ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВА ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕЛЬЕФ ПЕРФОРМАНС ПЕТРОГЛИФЫ ПЕТТЕНКОФЕРИРОВАНИЕ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА ПЕШТАК ПИАЛА ПИГМЕНТ ПИКСИДА ПИКТОГРАФИЯ ПИЛОН ПИЛЯСТРА ПИНАКЛЬ ПИНАКОТЕКА ПИНАКС ПИРАМИДА ПИРОН ПИСАНКА ПИТТУРА КОЛЬТА ПИФОС ПЛАВЬ ПЛАКАТ ПИСАНИЦЫ ПЛАКЕТКА ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА ПЛАН ПЛАНЫ ПЛАСТИКА ПЛАСТИЛИН ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА ПЛАСТИЧНОСТЬ ПЛАТЕРЕСКО ПЛАФОН ПЛАЩАНИЦА ПЛЕНЭР ПЛЕТЁНЫЙ ОРНАМЕНТ ПЛИНТ ПЛИНФА (греч. plinthos — кир­пич) ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПЛОЩАДЬ ПЛЮР (фр. pelure) ПОВАЛ ПОВАЛУША ПОВТОРЕНИЕ ПОДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПОДДЕЛКА, фальсифи­кац ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ ПОДЗОР ПОДИУМ ПОДКЛЕТ ПОДЛИННИК ПОДМАЛЁВОК ПОДПИСЬ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАМНИК, подрамок ПОДУШКА ПОЗДНЯЯ ГОТИКА ПОЗИРОВАТЬ ПОЗОЛОТА ПОКРОВ ПОЛИВА ПОЛИГРАФИЯ ПОЛИПТИХ ПОЛИХРОМИЯ ПОЛИЦА ПОЛКА ПОЛНЫЙ ОРДЕР ПОЛОТЕНЦЕ ПОЛОТНО ПОЛОЧКА ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ПОЛУКОЛОННА ПОЛУКРУГЛОЕ ОКНО ПОЛУТЕНЬ ПОЛУТОН ПОЛУФАЯНС ПОЛУФРОНТОН ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНОЕ ОКНО ПОМПЕЯНСКИЕ СТИЛИ ПОНДЕРАЦИЯ ПОНОВЛЕНИЯ, записи ПОП-АРТ ПОРЕБРИК ПОРТАЛ ПОРТАЛ театральный, портал сцены ПОРТАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС ПОРТИК ПОРТРЕТ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПОСТАМЕНТ ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ ПОТИР ПОТАЛЬ ПОЧЕРНЕНИЕ ПОЧЁТНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОБЩ­НИК ПОЯСОК, л и с т е л ь ПРАДАКШИНАПАДХА ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН ПРАНГ ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН ПРАТИКАБЛЬ ПРАЧЕДИ ПРЕДЕЛЛА ПРЕДРОМАНТИЗМ ПРЕКРАСНАЯ МАДОННА ПРЕКРАСНОЕ ПРЕРАФАЭЛИТЫ ПРЕСБИТЕРИЙ ПРЕССОВАННОЕ СТЕКЛО ПРЕСТОЛ ПРИДЕЛ ПРИЁМ ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПРИМИТИВ ПРИМИТИВИЗМ ПРИПОРОХ ПРИСТАВНАЯ КОЛОННА ПРИТВОР ПРИЧЕЛИНА ПРОБЕЛКА ПРОБНЫЙ ОТТИСК ПРОГРАММА ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА ПРОЕКТ ПРОЕКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУС­СТВО ПРОМЫВКА ПРОМЫСЕЛ ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТ­ВО ПРОНАОС ПРОПИЛЕИ ПРОПИСИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИР­КУЛЬ ПРОПОРЦИЯ ПРОРИСЬ ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН ПРОСКЕНИЙ ПРОСПЕКТ ПРОСТИЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУС­СТВА ПРОСТРАНСТВО ПРОТОМА ПРОТОРЕНЕССАНС ПРОФИЛИ ПРОФИЛЬ ПРЯМАЯ РУБКА ПРЯМОЙ НАБОР ПСЕВДОГОТИКА ПСЕВДОДИПТЕР ПСЕВДОПЕРИПТЕР ПСЕВДОСТИЛИ ПСИКТЕР ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПУАНТИЛИЗМ ПУНКТИР ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА ПУНКТИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА ПУНСОН ПУРИЗМ ПУТТИ ПУЧОК КОЛОНН ПУЭБЛО ПЬЕДЕСТАЛ ПЬЕТА ПЯДНИЧНЫЙ ЧИН ПЯТА

версия для печати