Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА

- пространст­венные искусства, зри­тельные искусства, изящ­ные искусства виды искус­ства, произведения которых имеют предметный характер, создаются пу­тем обработки вещественного мате­риала; существуя в пространстве, про­изведения П. и. представляют собой не развивающиеся во времени объем­но-пространственные структуры, ре­альные или изображаемые; эстетичес­кая выразительность их связана с ут­верждением объемной формы в про­странстве и переживанием ее про­странственного развития, связанного со всеми особенностями смыслового, идейного, образного значения произ­ведений П. и., с их ритмическим и цветовым строем и всей системой их структурной организации. П. и. де­лятся на неизобразительные (тектонические)архитекту­ра, декоративно-прикладное искус­ство и дизайн и изобрази­тельные живопись, скульпту­ра, графика, фотоискусство, хотя это разделение условно: изобразительные искусства с первобытной эпохи до новейших течений 20 в. часто ис­пользуют неизобразительные формы и их системы, а тектонические ис­кусства в декоре, орнаменте (деко­ративно-прикладное искусство зача­стую и в формах предметов) пользу­ются более или менее условными изо­бражениями человека, животного и растительного мира и неживой при­роды. Произведения П. и. восприни­маются зрением; восприятие декора­тивно-прикладных изделий (и отчас­ти мелкой пластики) допускает учас­тие осязания; восприятие архитекту­ры, скульптуры, монумен­тального искусства включа­ет движение зрителя, обход, воспри­ятие с разных точек зрения, т. е. вно­сится определенная длительность в процесс восприятия, связанная так­же и с меняющимся освещением.

Образная система в П. и. базиру­ется на трех тесно друг с другом свя­занных устоях композиционная тектоника связана с фундамен­тальными законами бытия (тяжесть и усилие несения нагрузки, равновесие, ритм повтора и чередования) и с общими законами П. и. (формообра­зование, создание конструкции, ор­ганизация материала в трехмерном пространстве по законам целостно­сти композиции, гармоническою единства целого и частей), выразительность, связанная со зрительным выражением мира эмо­ций, индивидуального темперамента, воображения и с ощущением цель­ности, взаимосвязей и движения, гар­монии и конфликтов в мироздании и человеческом обществе, изобра­зительность, присутствующая в П. и. либо как воспроизведение форм видимого мира, либо как косвенное, переносное (символическое, метафо­рическое, аллегорическое) воплоще­ние невидимого, идеального в види­мом, реальном, либо как область ас­социаций, намеков, приносящих ощу­щение, «ауру» видимого и изобража­емого мира в неизобразительную сферу.

С 18 в. П. и. называются «прекрас­ными», «изящными», и это отражает наглядность, чувственную ощути­мость выражеиия в них красоты бы­тия, совершенства, идеала. Вместе с тем П. и. особенно тесно связаны с глубокой древности с материальным производством, созданием, обработ­кой и оформлением среды жизни человека и окружающего его пред­метного мира. В ходе этого созида­тельного процесса складывались че­ловеческие духовные свойства, эстетические потребности и способности человека, и заодно очеловечивались, наделялись духовными эстетическими качествами сооружения и предметы, созданные людьми, индивидуальные эмоции, воображение, темперамент сливаются в единое духовно-эстетическое целое с практическими и идеологическими (мифологическими, религиозными, социальными) функциями.

П. и. тяготеют к слиянию, взаимодействию друг с другом (синтез искусств) архитектуры с монументальным и декоративным искусством, живописью, скульптурой, П. и. включаются в состав синтетических искусств (театр, кино), объединяются с музыкой («цветомузыка»), словом (каллиграфия, плакат, карикатура), даже приобретают качества временных искусств (кинетическое искусство, мультипликационные фильмы). После многих лет ломки основ П. и в 20 в. наступает пора интереса к возрождению специфики каждого из видов П. и. и к созданию их нового единства, обладающего ор ганичностью, целостностью пласти­ческого мышления и формообразова­ния.

ПАВИЛЬОН ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ ПАВОЛОКА ПАГОДА ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА ПАДУГА ПАЙЛОУ ПАЛАС ПАЛАТА ПАЛАТЫ ПАЛАЦЦО ПАЛЕСТРА ПАЛЕТКА ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА ПАЛИТРА ПАЛИЦА ПАЛЛАДИАНСКИЙ МОТИВ ПАЛЛАДИАНСТВО ПАЛЬМЕТТА ПАМЯТНИК ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ПАНАГИЯ ПАНДА ПАНДАТИВ ПАНДЖАРА ПАНДУС ПАНЕЛЬ ПАНИКАДИЛО ПАННО ПАНОРАМА ПАНТЕОН ПАНТОГРАФ ПАПЕРТЬ ПАПИРУС ПАПИРУСОВИДНАЯ КО­ЛОННА ПАПЬЕ-МАШЕ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА ПАРАПЕТ ПАРИАН ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА ПАРКЕТ ПАРСУНА ПАРТЕР ПАРТИЙНОСТЬ ПАРУС ПАРЧА ПАСПАРТУ ПАССАЖ ПАСТЕЛЬ ПАСТОЗНОСТЬ ПАСТОРАЛЬ ПАТИНА ПАТИНИРОВКА ПАТИНИРОВКА ПАТИО ПАХСА ПЕЙЗАЖ ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ПЕКТОРАЛЬ ПЕЛЕНА ПЕЛИКА ПЕНСИОНЕР ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ПЕРГАМЕНТ ПЕРГОЛА ПЕРЕВОД ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ПЕРЕДВИЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ ПЕРЕПЛЁТ ПЕРИПТЕР ПЕРИСТАСА ПЕРИСТИЛЬ ПЕРО ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВА ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕЛЬЕФ ПЕРФОРМАНС ПЕТРОГЛИФЫ ПЕТТЕНКОФЕРИРОВАНИЕ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА ПЕШТАК ПИАЛА ПИГМЕНТ ПИКСИДА ПИКТОГРАФИЯ ПИЛОН ПИЛЯСТРА ПИНАКЛЬ ПИНАКОТЕКА ПИНАКС ПИРАМИДА ПИРОН ПИСАНКА ПИТТУРА КОЛЬТА ПИФОС ПЛАВЬ ПЛАКАТ ПИСАНИЦЫ ПЛАКЕТКА ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА ПЛАН ПЛАНЫ ПЛАСТИКА ПЛАСТИЛИН ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА ПЛАСТИЧНОСТЬ ПЛАТЕРЕСКО ПЛАФОН ПЛАЩАНИЦА ПЛЕНЭР ПЛЕТЁНЫЙ ОРНАМЕНТ ПЛИНТ ПЛИНФА (греч. plinthos — кир­пич) ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПЛОЩАДЬ ПЛЮР (фр. pelure) ПОВАЛ ПОВАЛУША ПОВТОРЕНИЕ ПОДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПОДДЕЛКА, фальсифи­кац ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ ПОДЗОР ПОДИУМ ПОДКЛЕТ ПОДЛИННИК ПОДМАЛЁВОК ПОДПИСЬ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАМНИК, подрамок ПОДУШКА ПОЗДНЯЯ ГОТИКА ПОЗИРОВАТЬ ПОЗОЛОТА ПОКРОВ ПОЛИВА ПОЛИГРАФИЯ ПОЛИПТИХ ПОЛИХРОМИЯ ПОЛИЦА ПОЛКА ПОЛНЫЙ ОРДЕР ПОЛОТЕНЦЕ ПОЛОТНО ПОЛОЧКА ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ПОЛУКОЛОННА ПОЛУКРУГЛОЕ ОКНО ПОЛУТЕНЬ ПОЛУТОН ПОЛУФАЯНС ПОЛУФРОНТОН ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНОЕ ОКНО ПОМПЕЯНСКИЕ СТИЛИ ПОНДЕРАЦИЯ ПОНОВЛЕНИЯ, записи ПОП-АРТ ПОРЕБРИК ПОРТАЛ ПОРТАЛ театральный, портал сцены ПОРТАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС ПОРТИК ПОРТРЕТ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПОСТАМЕНТ ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ ПОТИР ПОТАЛЬ ПОЧЕРНЕНИЕ ПОЧЁТНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОБЩ­НИК ПОЯСОК, л и с т е л ь ПРАДАКШИНАПАДХА ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН ПРАНГ ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН ПРАТИКАБЛЬ ПРАЧЕДИ ПРЕДЕЛЛА ПРЕДРОМАНТИЗМ ПРЕКРАСНАЯ МАДОННА ПРЕКРАСНОЕ ПРЕРАФАЭЛИТЫ ПРЕСБИТЕРИЙ ПРЕССОВАННОЕ СТЕКЛО ПРЕСТОЛ ПРИДЕЛ ПРИЁМ ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПРИМИТИВ ПРИМИТИВИЗМ ПРИПОРОХ ПРИСТАВНАЯ КОЛОННА ПРИТВОР ПРИЧЕЛИНА ПРОБЕЛКА ПРОБНЫЙ ОТТИСК ПРОГРАММА ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА ПРОЕКТ ПРОЕКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУС­СТВО ПРОМЫВКА ПРОМЫСЕЛ ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТ­ВО ПРОНАОС ПРОПИЛЕИ ПРОПИСИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИР­КУЛЬ ПРОПОРЦИЯ ПРОРИСЬ ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН ПРОСКЕНИЙ ПРОСПЕКТ ПРОСТИЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУС­СТВА ПРОСТРАНСТВО ПРОТОМА ПРОТОРЕНЕССАНС ПРОФИЛИ ПРОФИЛЬ ПРЯМАЯ РУБКА ПРЯМОЙ НАБОР ПСЕВДОГОТИКА ПСЕВДОДИПТЕР ПСЕВДОПЕРИПТЕР ПСЕВДОСТИЛИ ПСИКТЕР ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПУАНТИЛИЗМ ПУНКТИР ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА ПУНКТИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА ПУНСОН ПУРИЗМ ПУТТИ ПУЧОК КОЛОНН ПУЭБЛО ПЬЕДЕСТАЛ ПЬЕТА ПЯДНИЧНЫЙ ЧИН ПЯТА

версия для печати