Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
КЕРАМИКА


(греч.
keramike — гон­чарное искусство, от keramos — гли­на) — изделия и материалы из глин и их смесей с неорганическими соединениями, закрепленные обжи­гом. Слово происходит от названия предместья Афин, гае работали гончары.

Художественная К. составляет об­ширную область декоративно-при­кладного искусства и монументаль­но-декоративного искусства; плас­тические свойства глин и богатство керамического декора позволяют со­здавать разнообразную утварь, скуль­птуру, панно, вазы, игрушки, украше­ния и другие керамические изделия. В архитектуре важную роль играют керамические строительные и деко­ративные материалы: кирпич, чере­пица, изразцы, плитки, архитектур­ные детали. Основные технологичес­кие виды К. гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, камен­ная масса, фарфор.

К. древнейший искусственный материал, широко распространенный уже в эпохи неолита и энеолита (ут­варь с росписью, рельефными, грави­рованными узорами, фигурки людей и животных); в эпоху бронзы в древ­нейших государствах появились гончарный круг, парадная глазурованная посуда, архитектурная К., различные виды росписи. Античная эпоха выработала классические типы террако­товых сосудов (с богатейшей вазо­писью), статуэток, декоративных ар­хитектурных деталей. В Китае, где в 4—5 вв. изготовлялся фаянс высоко­го качества, в б—7 вв. появился фар­фор, позже проникший в Корею и Японию. В странах Ближнего и Сред­него Востока в средние века достиг­ли расцвета архитектурный декор (узорная кирпичная кладка, майоли­ковые плитки и мозаика) и производ­ство утвари с росписью (в т. ч. К., покрытой люстром). Замечательные фигурные сосуды в 7—15 вв. были созданы в Древней Америке.

В Европе подъем керамического искусства наступает в эпоху Возро­ждения (итальянская красочная май­олика, французский фаянс); в 17— 18 вв. знаменит фаянс голландского г. Делфта, в 18 в. в Германии И. Ф. Бётгером изобретен европей­ский фарфор (ок. 1709), в Европе воз­никают фарфоровые заводы (Майссен, Севр, Вена), в Англии совершен­ствуется производство фаянса. В Рос­сии, где керамическое производство существовало с 10 в., в 16—17 вв. про­цветало производство рельефных и поливных изразцов,  в 18 в. вы­пускалась майоликовая посуда и ок. 1747 г. Д. И. Виноградовым изо­бретен русский фарфор; наряду с за­водским производством фарфора и фаянса (Императорский фарфоровый завод в Петербурге, основан в 1744 г.; Дмитровский фарфоровый завод, ос­нован Ф. Я. Гарднером в 1766 г. в Вербилках под Москвой; Дулевский фарфоровый завод, основан в 1832 г.; фаянсовый завод А. Я. Ауэрбаха, основан в 1809 г., ныне Конаковский завод), достигшим в 18 — нач. 19 вв. высокого подъема, возникали и раз­вивались в 19 — нач. 20 вв. наро­дные промыслы домашней утвари и мелкой пластики (Гжель, Скопин), игрушки (Дымково). В кон. 19—20 в. к К. обращаются крупные художес­твенные центры (Абрамцево в Рос­сии, Баухауз в Германии), архитек­торы и художники (Пабло Пикассо, Фернан Леже во Франции; Антонио Гауди в Испании, М. А. Врубель, К. А. Сомов, С. В. Чехонин, В. А. Фаворский, В. И. Мухина в Рос­сии). Развитие получили как уникаль­ная авторская К., так и многие виды архитектурной, парковой, фонтан­ной, бытовой К.

КААБА КАБЛУЧОК КАВЕДИУМ КАДИЛО КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ КАКЭМОНО КАЛА КАЛАМ КАЛАМДАН КАЛАМКАР КАЛЕБАС КАЛЛИГРАФИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ КАЛЬКА КАЛЬКИРОВАНИЕ КАЛЬЯН КАМЕННАЯ МАССА КАМЕННЫЕ БАБЫ КАМЕРА-ОБСКУРА КАМЕЯ КАМНЕРЕЗНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОМЫСЛЫ КАМПАНИЛА КАНАТИКИ КАНДЕЛЯБР КАНИТЕЛЬ КАННЕЛЮРЫ КАНО КАНОН КАНОПА КАНСИЦУ КАНФАР КАНФАРЕНИЕ КАПЕЛЛА КАПЕЛЬКИ КАПИТЕЛЬ КАРАВАДЖИЗМ КАРА-Ё КАРАВАН-САРАЙ КАРАНДАШ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА КАРАС КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА КАРИАТИДА КАРИКАТУРА КАРКАС КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАРНАЦИЯ КАРНИЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ­НИЕ КАРТИНА КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ КАРТОН КАРТУШ КАСБА КАСКАД КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ КАССЕТЫ КАССОНЕ КАТАКОМБА КАТАЛОГ КАФЕДРА КАФЕЛЬ КАЧАЛКА КАШИ КАШИН КАШКУЛЬ КВАДР КВАДРИГА КВАДРИФОЛИЙ КВАРТАЛ КВАСНИК КВАТРОЧЕНТО КЕНОТАФ КЕРАМИКА КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ КЕРОПЛАСТИКА КЕРУБ КЕССОНЫ КЁШК КИАФ КИВОРИЙ КИВОТ КИЛИК КИЛИМ КИМАТИЙ КИМОНО КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИОТ КИПСЕК КИРИКАНЭ КИРПИЧНАЯ ГОТИКА КИРХА КИСВА КИСТЬ КИТАЙСКИЕ СОСУДЫ КИТА КИТАБХАНЕ КИТАЙЩИНА КИТЧ КЛАДКА КЛАССИКА КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК КЛАФТ КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ КЛЕЙМО КЛЕЙМО иконное КЛЕТЬ КЛИРОС КЛИШЕ КЛУАЗОНЕ КЛУАЗОНИЗМ КЛУАТР КНИГА КНИЖНЫЙ ЗНАК КОВЁР КОВКА КОВЧЕГ КОВШ КОДЕКС КОКОШНИК КОКОШНИК архитектурный КОЛЛАЖ КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЯ КОЛОННА КОЛОННАДА КОЛОРИТ КОЛОСС КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР КОМИКС КОМИЧЕСКОЕ КОМПЛЮВИЙ КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР КОМПОЗИЦИЯ КОМПОНОВКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС КОНГРЕВ КОНДО КОНЁК КОНКУРС КОНСЕРВАЦИЯ КОНСОЛЬ КОНСТАНТНОСТЬ КОНСТРУКТИВИЗМ КОНТРАКЦИЯ КОНТРАПОСТ КОНТРАСТ КОНТРНАЛИЧНИК КОНТРРЕЛЬЕФ КОНТРТИТУЛ КОНТРФОРС КОНТУР КОНХА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО КОНЦОВКА КОПИРОВАНИЕ КОПИЯ КОРА КОРАБЛЬ КОРИНФСКАЯ БАЗА КОРИНФСКАЯ КАПИТЕЛЬ КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРНПАПИР КОРОНА КОРОПЛАСТИКА КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕК­ЦИЯ КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЧАГА КОСА КОСОДЭ КОСТУМБРИЗМ КОСТЮМ КОСТЯНОЙ ФАРФОР КОШМА КРАББ КРАКЕЛЮР КРАКЛЕ КРАСКИ КРАСНАЯ ЛИНИЯ КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ КРАСОТА КРАТЕР КРЕМЛЬ КРЕПОСТЬ КРЕСТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВЫЙ СВОД КРЕСТОЦВЕТ КРЕСТЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КРЕЩАЛЬНЯ КРЕЩАТЫЙ СВОД КРИПТА КРИТИКА КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КРОКИ КРОМЛЕХ КРОНШТЕЙН КРОЮЩИЕ КРАСКИ КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА КРУЖЕВО КРЫША КСИЛОГРАФИЯ КСУР КТИТОР КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА КУББА КУБИЗМ КУБОК КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР КУЛИСЫ КУМАНЕЦ КУМГАН КУНДАЛЬ КУПЕЛЬ КУПОЛ КУПОЛЬНЫЙ СВОД КУРА КУРАНТ КУРВАТУРА КУРГАН КУРДОНЁР КУРИЛЬНИЦА КУРИЯ КУРОС КУРТИНА КУФИ КУХНИ КЫРМА КЬЯРОСКУРО КЭСЫ

версия для печати