Архитектурный ансамбль ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

Архитектурный ансамбль Императорской Академии художеств складывался на протяжении полутора столетий и связан с именами ее выдающихся воспитанников и профессоров.

Проект главного академического здания, составляющего ядро ансамбля, был разработан первым академическим профессором по классу архитектуры Ж.-Б. Валлен-Деламотом (1729-1800). Его строительство на первом этапе осуществлял прославленный ректор Академии художеств А. Ф. Кокоринов (1726-1772), а продолжал преемник Кокоринова Ю.М. Фельтен (1730-1801). Архитектором академических зданий в конце XVIII века являлся великий русский зодчий А.Д. Захаров (1761-1811), прославившийся вскоре созданием величественного архитектурного центра Петербурга - здания Адмиралтейства. В развитии академического ансамбля принимал участие выдающийся ученик Захарова - А.А. Михайлов-второй (1773-1849).

Существенный вклад в отделку интерьеров главного здания внес К.А. Тон (1794-1881) - один из крупнейших архитекторов середины XIX века, а завершил отделку центрального круглого парадного зала (ныне конференц-зал) его ученик А.И. Резанов (1817-1887), работавший у Тона на строительстве храма Христа Спасителя в Москве. Тону также принадлежит заслуга в достойном завершении академического ансамбля со стороны реки Невы.

Воспитанник, ученик, а впоследствии профессор Академии художеств А.П. Брюллов (1798-1877) распланировал и благоустроил территорию академического сада и завершил ансамбль в целом. В создании новых интерьеров принимал участие ученик Брюллова Д.И. Гримм (1823-1898), и другие архитекторы.

Пожалуй, единственным неудачным звеном в этом выдающемся ансамбле явилось здание мозаичной мастерской Академии художеств, выстроенное со стороны 3-й Линии Васильевского острова в 1862-1864 годах по проекту академического профессора Ф.И. Эппингера (1816-1873).

В архитектурном ансамбле Императорской Академии художеств можно обнаружить образцы различных архитектурных стилей - от раннего классицизма до эклектики и неоклассицизма. Однако, несмотря на кажущуюся пестроту архитектурных стилей, ансамбль в целом сохраняет классицистическую строгость и служит образцом архитектурного и градостроительного мастерства.

Вопрос о строительстве академического здания возник одновременно с основанием Академии художеств, создание которой предполагалось вначале при Московском университете.

Проект здания Академии художеств для Москвы был заказан известному французскому архитектору, теоретику архитектуры и основателю собственной архитектурной школы Жаку-Франсуа Блонделю. Чертеж он исполнил в 1758 году, но поскольку было принято решение переместить Академию художеств из Москвы в Петербург, проект Блонделя остался нереализованным. Вероятно, тогда же ему предложили место академического профессора, но, имея прочное положение во Франции и не желая расставаться с Парижем, он рекомендовал вместо себя двоюродного брата Жана-Батиста Валлен-Деламота. Последний разработал проект нового здания, утвержденный в начале 1764 года.

Естественно, что мысль о необходимости иметь собственное здание для Академии художеств зародилась значительно раньше. Вначале для учебных целей приобрели несколько жилых домов, построенных в петровское время и располагавшихся вдоль набережной реки Невы между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова. Впоследствии приобрели соседние участки земли вплоть до Большого проспекта. Так что место постройки здания Академии художеств было предопределено заранее.


На начальной стадии работы над проектом Валлен-Деламот отталкивался от проекта своего кузена, но затем решительно от него отказался как в отношении общей композиции, так и при разработке детальных чертежей. Ставшие доступными материалы французских собраний неопровержимо доказывают, что Валлен-Деламот являлся автором предварительного проекта, детальной проработки отдельных частей здания и отделки интерьеров, а не Кокоринов, которого до недавнего времени считали основным автором главного академического здания.

Опираясь на традиции наиболее передовой по тому времени французской архитектуры, Валлен-Деламот в условиях петербургской действительности разработал оригинальный проект невиданного до того здания учебного художественного заведения, ставшего наиболее выдающимся произведением архитектуры раннего русского классицизма и образцом для будущих поколений зодчих.

В 1764 году вслед за утверждением проекта для успешного ведения работ была учреждена «экспедиция строения» во главе с Кокориновым, а в следующем году началось изготовление большой архитектурной модели по чертежам Валлен-Деламота.


Великолепная модель с отделкой парадных интерьеров хорошо сохранилась до наших дней и является одним из наиболее примечательных экспонатов отдела архитектуры Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Разъемная архитектурная модель дает ясное представление о замысле Валлен-Деламота.

Огромное по тем временам здание он вписал в близкий к квадрату прямоугольник со сторонами 140 и 125 метров, в центре которого спланировал обширный круглый двор диаметром 55 метров. Чтобы наглядно представить себе его величину, достаточно сказать, что в круглом дворе мог бы поместиться знаменитый римский Пантеон - самое большое купольное сооружение античности, диаметр ротонды которого 43 метра.

Кроме центрального круглого двора, в угловых частях здания Валлен-Деламот спроектировал еще четыре световых дворика со скругленными с одной стороны углами. По сторонам всех пяти дворов он сгруппировал основные учебные и жилые помещения старой Академии, объединенные между собой по всем трем этажам прямыми коридорами. Парадные же залы, выстроенные в анфиладу вдоль главного фасада, спроектированы выходящими окнами на Неву.

Рационально симметричной, классически ясной планировке здания соответствует решение его фасадов. Как свидетельствует проектная модель, протяженный главный фасад Валлен-Деламот вначале хотел украсить колоннадой, навеянной ему воспоминаниями о колоннаде Лувра. Но впоследствии был принят к исполнению более простой и дешевый вариант с плоскими пилястрами и тремя выступами-ризалитами с четырехколонными портиками - центральным и двумя боковыми. Аналогична, но более сдержанна, композиция заднего, впоследствии садового фасада. И еще более скромное плоскостное решение имеют боковые фасады.

Пластически более богато разработан главный фасад. В его центральной части еще сохраняются черты барочной архитектуры, свойственные раннему классицизму. С двух сторон главного портика фасад по первому этажу выгибается по дуге, а по второму и третьему аналогичным образом западает. Сложные барочные очертания характерны и для купольного завершения, соответствующего круглому в плане парадному залу, расположенному над круглым вестибюлем нижнего этажа.

Богатая архитектурно-художественная отделка предполагалась в двухсветных парадных залах, рассчитанных на высоту второго и третьего этажей главного корпуса, а также в помещении церкви. К сожалению, отделка парадных интерьеров по проектам Валлен-Деламота так и не была осуществлена. В настоящее время первоначальный вид сохранил только нижний вестибюль, имевший когда-то сквозной проезд во внутренний круглый двор.

Начатое успешно строительство здания Академии художеств в начале 1770-х годов приостанавливается из-за прекращения ассигнований. К несчастью, Кокоринов, несправедливо обвиненный в перерасходовании средств на строительство, в 1772 году скончался, а по неофициальной версии - покончил жизнь самоубийством, и Валлен-Деламоту пришлось взять на себя обязанности архитектора академического здания.

После смерти Кокоринова и до отъезда Валлен-Деламота во
Францию в 1775 году строительство в незначительной степени продолжалось и осуществлялись текущие ремонтные работы, а в следующем году оно возобновилось под руководством Ю.М. Фельтена, унаследовавшего звание профессора после смерти Кокоринова. Фактически строительство велось под наблюдением его ученика и помощника Е.Т. Соколова. Основные работы были завершены в 1788 году.



Возврат к списку

версия для печати