Архитектурный ансамбль ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ




С 1794 по 1800 год архитектором всех академических строений являлся Захаров. Ни в этот период, ни даже позже не были закончены парадные залы, а церковь даже не успели начать. Кроме работ в главном здании, Захаров вынужден был заниматься текущими ремонтами и починкой деревянных домиков профессоров и слушателей Академии художеств, располагавшихся на территории нынешнего академического сада. В частности, в 1797 году архитектор занимался устройством апартаментов для президента Академии художеств Г.А. Шуазель-Гуфье. Согласно смете, составленной Захаровым, предполагалось осуществить перепланировку помещений на первом этаже со стороны Невы: выложить кирпичную стену, пробить новые дверные проемы и заложить старые, сломать ряд печей и каминов и сложить новые, устроить лестницу на антресоли и т.п. Кроме того, Захаров должен был выстроить для Шуазель-Гуфье деревянные сараи и конюшни.

В дальнейшем Захарова неоднократно привлекали в Академии к строительным работам, но теперь в качестве эксперта и проектировщика. Так, в 1804 году в связи с появлением трещин в куполе главного здания президент Академии художеств А.С. Строганов предложил «поручить исправление купольного повреждения господам профессорам архитектуры Захарову и Воронихину». С этой целью им было предписано изучить причины повреждения, разработать проект и сделать смету на ремонтные работы.

В 1805 году Захаров проектирует корпус литейной мастерской при Академии художеств на участке, ограниченном Большим проспектом, академическим садом и 4-й линией Васильевского острова. Спроектированное им двухэтажное с увенчанной фронтоном повышенной средней частью здание своим главным фасадом выходило на 4-ю линию. Основные его помещения предназначались для литейной мастерской и связанных с ней различных подсобных помещений. Остальные помещения были отведены под жилые квартиры академических служителей.

Это произведение Захарова не сохранилось. В 1870 году литейный корпус Академии художеств был полностью перестроен.

Работы на академической территории, и прежде всего в главном здании продолжил профессор А.А. Михайлов-второй. В 1817 году он по распоряжению А.Н. Оленина, только что ставшего президентом Академии, ликвидировал сквозной проезд со стороны Невы в академический круглый двор с целью лучшего функционирования учебного заведения, устроив с двух сторон теплые тамбуры. С той же целью в 1818-1819 годах вблизи верхнего парадного вестибюля Михайлов соорудил чугунную лестницу, ведущую со второго этажа на третий, где проживали воспитанники. К созданию ее богатого архитектурно-художественного убранства были привлечены лучшие академические профессора: скульпторы И.П. Мартос, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, И.П. Прокофьев и живописцы А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев.

Вслед за работами в главном здании в 1819-1821 годах по проекту Михайлова был выстроен Садовый корпус Академии художеств, предназначавшийся для рисования животных и имевший ряд подсобных помещений. Расположенный на оси главного здания и отмеченный в центре монументальным шестиколонным портиком с колоннами греко-дорического ордера, он составил вместе с произведением Валлен-Деламота единый классический ансамбль.

Следующий значительный этап в развитии академического ансамбля связан с именем Тона. Его творчеству принадлежит отделка парадных интерьеров и церкви в главном здании, а также устройство перед ним парадно оформленной набережной.

Согласно архивным документам в 1830 году Тон по собственным проектам отделал «новую конференц-залу (переименована позже в Екатерининский зал. - Авт.) с античною и картинною галереею, к оной зале примыкающую» (ныне зал Тициана). В следующем году он устроил вторую античную галерею, известную сегодня как зал Рафаэля, а в 1832 году был осуществлен его проект новой библиотеки. В 1833 году он «устроил залу к новой академической библиотеке для кабинета эстампов и перестроил круглую залу». Купол круглого зала расписал художник В.К. Шебуев.

Одновременно с работами в парадных залах по проекту Тона получила свое завершение великолепная академическая церковь, близкая по художественному образу к парадным залам.

Интерьеры Тона в здании Академия художеств сохранились до наших дней, за исключением отделки круглого зала, переделанного в 1864 году архитектором Резановым и переименованного затем в конференц-зал. Остался нетронутым только плафон Шебуева.

По проекту Тона в 1832-1834 годах перед зданием Академии художеств была сооружена монументальная гранитная пристань с копиями античных светильников и подлинными древнеегипетскими изваяниями сфинксов, относящимися к эпохе правления фараона Аменхотепа III. Осуществленная в традициях русского классицизма, она существенно обогатила академический ансамбль.

Не нарушил сложившихся традиций и архитектор Брюллов, занимаясь благоустройством территории Академии художеств в 1840-х годах, когда в архитектуре Петербурга господствовала эклектика. Он не только заново распланировал академический сад и установил в центре его гранитную колонну, архитектор выстроил новые служебные флигели по сторонам Садового корпуса Академии художеств, тем самым окончательно сформировав северную границу сада.

Учитывая вспомогательную роль новых служебных флигелей, архитектор подчинил их центральному двухэтажному корпусу, обработав нижний этаж собственных построек рустом, а верхний - пилястрами (третий этаж надстроен значительно позже).

Начатое в 1846 году строительство, было завершено через три года. Одновременно благоустраивался сад и сооружалась чугунная ограда. В 1847 году на пересечении аллей по проекту Брюллова была воздвигнута гранитная колонна. Она покоится на ступенчатом постаменте и завершается бронзовой капителью с аллегорическими изображениями искусств.

В последующие годы продолжались работы в главном здании. Так в связи с расширением академической библиотеки архитектор Гримм в 1860-е годы занимался благоустройством читальных залов. Спроектированные им дубовые шкафы и галереи сохранились до наших дней.

Центральное положение в ансамбле библиотечных залов занимает
так называемый Зал Щуко. Ранее он назывался Памятным залом, так как создан был в I9I4 году в память президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича. Его автор В.А. Щуко с большим тактом и мастерством вписал Памятный зал в классицистический ансамбль академических интерьеров.

Щуко спроектировал интерьер с использованием приемов русского классицизма предшествующего столетия. Свободные плоскости стен он обработал искусственным мрамором, дверные проемы оформил портиками, люнеты, ограниченные карнизом и сводчатым перекрытием, украсил гризайльной живописью, а в центре композиции на продольной стене поместил подлинный гобелен XVIII века. Архитектору Щуко удалось создать один из лучших интерьеров неоклассицизма в русской архитектуре. Это был последний архитектурный шедевр, созданный в стенах Императорской Академии художеств.

Валерий Шуйский
 Журнал «ДИ» №1, 2002

ВАЛЕРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ШУЙСКИЙ - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИМ РАХ, автор трудов по русской архитектуре XVIII - первой половины ХIХ в., а также по вопросам русской и европейской культуры.


ARCHITECTURAL ENSEMBLE OF THE IMPERIAL ACADEMY OF ARTS
Valery Shuisky 

Various architectural styles from early classicism up to eclecticism and neo-classicism one can disclose while watching architectural ensemble of the Imperial Academy of Arts. Nevertheless in spite of the apparent mixture of architectural styles the ensemble in general corresponds to strict and classic composition and is regarded as a sample of architectural and town-building mastership. The founding of the Academy of Arts gave rise to the issue of a special building to be constructed for it, though at first it was determined to found the Academy under the Moscow University.

The project of the building to host the Academy of Arts in Moscow was ordered to the famous French architect, theorist of architecture and founder of his original architectural school Jack Francois Blondel. He completed the sketch in 1758. But since it was determined to transfer the Academy from Moscow to St.Petersburg  Blondel's projects was not realized.  

 Since he did not want to leave Paris he recommended his cousin Jan-Batist Vallin de la Mothe. The latter worked out the project, which was approved in 1764. Before Vallin de la Mothe left for France in 1775 the complex was under the slow construction and repair works. Next year the works were renewed. In the period between 1794 and 1800 Zakharov has become the architect of all Academic constructions. The works on the territory of Academy as well as at the main building were supervised by A.A.Mikhailov II. The best professors of the Academy were invited to lavishly decorate the complex. They are: sculptors - I.P.Martos, V.I.Demut-Malinovsky, S.S.Pimenov, I.P.Prokofyev; painters - A.I.Ivanov, A.E.Yegorov, V.K.Shebuyev.

 Next notable step in the development of the Academy's ensemble is connected to the name of architect K.A.Ton. The interior decorations arranged by K.A.Ton in the building of the Academy of Arts have been preserved up till now.

 Valery Shuisky - candidate of art sciences; senior scientific worker of the Science and Research Museum under the Russian Academy of Arts; author of the studies on the Russian architecture of the XVII-th and the first half of the XIX-th century, as well as Russian and European culture.



Возврат к списку

версия для печати