ТОКАРЕВ Александр Вячеславович


Персональный сайт: www.atokarev.ru

Живописец.


 Родился 10.11.1946 г. в Одессе. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2012)
Член Союза Художников СССР (1974, с 1992  СХ России ), Московского Союза художников.

Окончил Одесское государственное художественное училище им. М. Б. Грекова (1966), художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК)  (1972), руководитель творческой мастерской - М.А. Богданов.

Основные произведения:
серии «Человек-Оркестр», «Человек-Театр», «Окно в Замоскворечье», полиптих «Городские романсы» и др.
Работы в кино, театре, полиграфическом дизайне, книжной графике, скульптуре.



Статья в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Токарев,_Александр_Вячеславович





Немногим художникам удалось избежать соблазнов – искушений «моды», завиральных идей, экспериментов и упрощений. Не отрицая ни одно из известных направлений в истории искусства, пропуская всю ее через себя и размышляя о ней, Токарев – ни на кого непохожий большой мастер.

Приглашение зрителя к диалогу, поэтическое восприятие мира во всех проявлениях – ничтожестве и величии, трагедии и комедии – суть его творчества.

Он родился в семье великолепных художников, для которых искусство было больше чем религия, прошел через увлечения, пожалуй, всеми видами искусств – поэзия, литература, театр, кинематограф, музыка. Спешил объять необъятное… и остановился на привычном и родном языке живописи.

Музыка – любимая тема в его творчестве. Тема «Человек-Оркестр» стала одним из счастливых открытий 80-х годов. Она привела Токарева к универсальной формуле, позволила обрести колористическую и пластическую свободу. В ней найдено точное соотношение символического и абстрактного, заданного и спонтанного, которое из всех искусств присуще только музыке. Виртуозная импровизация «Человек-Оркестр» разрослась до четырехсот холстов и в конце концов стала творческой стратегией, преобразовавшись в альтер эго – бесконечный лирический автопортрет, путешествие вглубь себя, самоисследование.

То же ощущение упорядоченного движения мира, его музыки возникает, как ни странно, в другой серии картин – «Окно в Замоскворечье». Бесконечная череда «реалистических» пейзажей, написанных из окна его мастерской, превращает фрагменты Замоскворечья в музыкальные камерные произведения – изысканные медитации, воспоминания о Хокусае и Моне.

Токарев – один из немногих художников, занимающихся крупной формой в изобразительном искусстве. В своих многочастных произведениях – триптихах и полиптихах, как в собственном театре, художник сам себе драматург, режиссер и актер. В этом «театре жизни» благополучно смешиваются комедия божественная и человеческая, эпическое сказание и театр абсурда, реальность и мифология. В результате достигается синтез – соподчинение смыслов, мелодий, ритмов, объемов и форм. Живописные «повествования» разворачиваются перед нами как гипертексты, совмещающие слои различной глубины.

Токарев не терпит ни политизированного, ни политического искусства. Его метафоры, образы и пластические решения – о творчестве, любви, детстве, памяти – БЫТИИ. Он не избегает легко считываемых греческих и христианских мифов, примеривает их на себя, к своему времени, играет с ними. Тогда их звучание и смысл становятся острее, трансформируются, время над ними не властно.





Возврат к списку

версия для печати