ЖИЛИНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич (1927-2015)


Академик Российской академии художеств Д.Д. Жилинский
Живописец. 

Родился 25 мая 1927 года в Сочи. - 2015.
Жил и работает в Москве. 

Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 1988г.)
Член Президиума PAX (с 1997г.)

Народный художник РСФСР (1987г.)
Профессор (с 1970г.)

Действительный член Российской академии образования(1994г.)

Образование:
Московский институт прикладного и декоративного искусства(1944-1946гг.) 
Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (в 1951г.) Учился у Н.М.Чернышева, С.А.Чуйкова, П.Д.Корина, А.М.Грицая и В.Н.Яковлева.


Основные проекты и произведения: 
Автор многочисленных сюжетных полотен, картин-портретов, в которых переосмыслены традиции древнерусской иконописи и живописи раннего Возрождения.
«Гимнасты СССР» (1964-1965гг),«Семья Н. М. Чернышева» (1969г.), «Воскресный день» (1974г.), «Стихи» (1973г.), «Под старой яблоней» (1969г), «Времена года» (1974г.), «Человек с убитой собакой» (1975г.),«Ожидание» (1978г.) «Играет Святослав Рихтер» (1984г.), «Весна Художественного театра», «1937 год» (1987г.), «Автопортрет в Испании» (1991г.), «Художник Н.Жилинская» (1991г.), «Вечная память художнику» (1997г.), «С нами Бог» (1995г.) 
Портреты великих русских композиторов в Доме музыки в Москве (2003г.)
Портреты Пушкина и Достоевского (2004г.)

Персональные выставки: участник выставок в России и за рубежом (с середины 1950-х гг.). Участник множества персональных выставок. Государственная премия РФ за произведения с юбилейной выставки «Дом Жилинских», состоявшейся в 1998 г. в залах Российской академии художеств.

Педагогическая деятельность:
После окончания Суриковского института остался работать на кафедре рисунка
Возглавлял кафедру рисунка, живописи и композиции Московского полиграфического института (1973-1980гг.). 
Куратор Президиума РАХ в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова (с 1997 г.)

Государственные и общественные награды и премии: 
Орден Дружбы народов (1994г.),
Серебряная медаль АХ СССР 1966 г. за картину «Гимнасты СССР» (1964-1965гг.)
Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина 1985 г. за картину «Ожидание» (1978г.)
Государственная премия РФ за произведения с юбилейной выставки «Дом Жилинских», состоявшейся в 1998 г. в залах Российской академии художеств.(1999 г.)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012г.)

Награды РАХ:
Золотая медаль PAX за станковые произведения последних лет (2002г.)

К 80-летию Д.Д.Жилинского.
Чествовование мастера в Российской академии художеств






Жилинскому ведомы разные уровни реального Человек и Природа, их духовное единство - одна из центральных тем большинства произведений мастера, которые обращены к вечным ценностям мироздания, природы, культуры, нравственным и духовным основам личности. Мироощущение художника формировалось под влиянием ярких личностей: В.А. Фаворского, Н.М. Чернышева, П.Д. Корина, в общении с ними происходило его взросление и обретение мастерства. Своеобразие пластического языка определило глубокий интерес к искусству мастеров итальянского Возрождения и древнерусскому искусству, буквально покорившим молодого художника. Жилинский в совершенстве освоил сложную технику живописи темперой по левкасу, требующую безукоризненного рисунка. Мастер сосредоточил свой художнический поиск на создании ритмически выверенной и гармонично построенной многофигурной композиции, он предпочитает некую замкнутую пластическую среду, «говорящую» со зрителем на особом метафоричном, полном символов языке. В излюбленных портретных композициях и натюрмортах Жилинский погружается в процесс скрупулезного изучения натуры, придирчиво отбирает детали, опускает ненужное, всегда балансируя на грани эмоционального восприятия и жесткой рассудочности. Интерес художника вызывают мифологические и религиозно-аллегорические сюжеты. С годами его живописная манера меняется: уходит строгая локальность цвета, развивается тонально разработанная палитра, уплощенность изображения уступает место иллюзорной трехмерности. Особый акцент делается на выразительных возможностях линии, контура, силуэта, тонкости колорита отличают теперь его стилистику и способ нового художественного освоения действительности. Таково новое «творческое лицо» мастера. Искусство Дмитрия Жилинского - пример широкого диапазона возможностей видеть и понимать мир.

Журнал "ДИ" № 9-10, 2003

Возврат к списку

версия для печати