ЛЕВИТИН Анатолий Павлович (1922-2018)


Академик Российской академии художеств, народный худодник РСФСР А.П.Левитин
Живописец.
Родился 16.07. 1922 г. в Москве. Живет и работает в Санкт-Петербурге, Красноярске.

Академик Российской академии художеств (1988), член Президиума Российской академии художеств (с 2000), вице-президент РАХ (с 2009), председатель Регионального отделения УСДВ РАХ (с 2009) Руководитель Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске 
С 1987 года является бессменным руководителем творческой мастерской живописи при Российской академии художеств в г. Красноярске. Заслуженный художник РСФСР (1963), Народный художник РСФСР (1980), профессор (1994).
Член Союза художников СССР, России (1951)

Окончил Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1951), кафедра станковой живописи, мастерская профессора Б.В.Иогансона, преподаватели А.Д. Зайцев, Б.А. Фогель, А.А. Деблер, Л.Ф. Овсянников.

Основные произведения: «Теплый день» (1957, ГРМ), «В новые края» (1961 Новосибирский государственный художественный музей), «Рядовой Октября» (1961, Самарский областной художественный музей), «В субботу. После работы» (1961, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск), «На защиту революции» (1970, Краеведческий музей, г. Кяхта, республика Бурятия), «Портрет Таисии Тупиковой» (1970. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского), «Портрет бригадира энергомонтажа В.Д. Рогозы» (1975, картинная галерея г. Набережные Челны (филиал государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан), «Сибирячка. Портрет В.П.Соколовой» (1977, Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Якутск), «Вечер в Саянских Черемушках» (1979, Кемеровский областной музей изобразительных искусств), «Актер и его роли. Народный артист СССР О.В. Басилашвили» (1985, художественный музей, г. Северск, Томская обл.
Руководитель Творческой мастерской живописи РАХ в Красноярске (с 1987).
Член правления Союза художников Российской Федерации (1960 – 1968, 1987 – 1992), член правления Союза художников СССР (1973 – 1978).

Награды: ордена Великой Отечественной войны II степени (1994), Дружбы (1999), Почета (2012), ордена «За служение искусству» Российской академии художеств (2012),   медали «За оборону Кавказа» (1943), «За победу над Германией в ВОВ» (1945), «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970), «30 лет Победы в ВОВ» (1975), «40 лет Победы в ВОВ» (1985), бронзовой медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), золотой Пушкинской медали в честь 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина (1999), удостоен серебряной (1957) и золотой (2002) медалей Российской академии художеств, Лауреат Губернаторской премии Красноярского края за вклад в развитие изобразительного искусства (2012), Благодарность Министра культуры РФ (2017г.)

С 1951 г. -  участник  городских (г. Ленинград), всероссийских и всесоюзных выставок, а также выставок в Санкт-Петербурге, Красноярске, зарубежных выставок в Великобритании, Болгарии, Германии, Китае, Франции, Японии. Персональные выставки в Красноярске (2002), Дивногорске (2002).

Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), художественных музеях Красноярска, Новосибирска, Омска, Кемерова, Новокузнецка, Омска, Барнаула, Челябинска, Благовещенска, Хабаровска, Якутска, Волгограда, Самары, Элисты, Перми, Санкт-Петербурга, других музейных и частных собраниях России и зарубежных стран.







А.П. Левитин является ярким представителем плеяды российских советских художников, чья творческая деятельность, начавшаяся в 1950-е годы, отразила жизнь нашей страны в периоды послевоенного восстановления разрушенных городов, освоения целины, строительства грандиозных электростанций на сибирских реках, прорыва в космос, железного занавеса и холодной войны. Им создано более 800 произведений в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа и натюрморта.

Живописная манера А.П. Левитина в основном сформировалась в 1930-начале 1950-х гг. и не претерпела в дальнейшем значительных изменений. В ее основе просматриваются традиции русской реалистической живописи последней трети XIX века и французского импрессионизма, а творческий метод живописца базируется на внимательном изучении натуры и не предполагает абстрагирования от действительности, являясь скорее интуитивно-эмпирическим, чем аналитическим. Это придает особую ценность его работам, выполненным непосредственно с натуры, таким как многочисленные портретные рисунки и пейзажные этюды. Бескомпромиссная приверженность Левитина к реализму в ряде произведений, особенно раннего периода, проявляется в описательности и изобразительном «многословии», вызванных желанием быть максимально понятным простому зрителю. Однако, в лучших произведениях мастеру удается за счет лаконичного композиционного решения и строгого отбора деталей найти оптимальное соотношение между жизненной достоверностью и высоким уровнем обобщения. Поскольку, при всей важности формально-живописных качеств, приоритет отдается все-таки содержанию, в ряде случаев, обусловленных смысловыми задачами, А.П. Левитин выходит за пределы традиционной реалистической стилистики и вводит в свои произведения элементы абстракции, импрессионизма и сюрреализма.

Из всех тем, характерных для советского изобразительного искусства 1950-х, 1960-х, 1970-х, 1980-х годов, пожалуй, нет ни одной, так или иначе не затронутой художником. Причем делал это он вовсе не из конъюнктурных соображений, а по зову сердца и с искренней верой в идеалы социализма и строительства коммунизма. Лучшие из его картин, посвященные событиям Октябрьской революции и конкретно В.И. Ленину, теме Великой Отечественной войны и дела мира во всем мире, спорту и труду, сценам повседневного быта и комсомольским ударным стройкам, не имеют ничего общего со своего рода художественным ширпотребом эпохи «социалистического реализма» и выражают неравнодушное авторское отношение ко всему происходящему. В многочисленных живописных и графических портретах работы А.П. Левитина запечатлены образы людей, принадлежащих ко всем возрастам и слоям общества: рабочие и инженеры, студенты и колхозники, художники и деятели театра, друзья и родственники, дети и старики, строители Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС и государственные деятели, герои войны и просто случайные знакомые, музыканты и ученые - и в каждом портрете точная индивидуальная характеристика сочетается с передачей типических черт характерных для профессии и определенного исторического периода. По широте охвата жизненных явлений и точности их художественного воплощения творчество  Анатолия Павловича Левитина без преувеличения можно назвать энциклопедией жизни СССР  и постсоветской России, а его знаменитая картина «Теплый день» (1957, ГРМ, Санкт-Петербург), в которой сиюминутная житейская достоверность сочетается с высочайшим уровнем обобщения, а идеологическая выдержанность не противоречит выражению вневременных общечеловеческих ценностей, поистине являет собой образ всего лучшего и позитивного, что было в советской эпохе.

Наталья Тригалева, искусствовед






Возврат к списку

версия для печати