ЧЕГОДАЕВА Мария Андреевна (1931-2016)


Художник, искусствовед, художественный критик.
19.1.1931, Москва. - 14.03.2016. Москва
Жила в Москве.

Член-корреспондент (1997), действительный член АХ (2001), член Президиума АХ (2004).

Доктор искусствоведения (2004).

Училась: МГХИ, театрально-декорационное отделение (1950-56), у М.И. Курилко.

Научный сотрудник НИИ искусствознания АН (с 1981) и НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ (с 2005). Член СХ (1959).

Автор книг: «Владимир Минаев» (1975), «Беньямин Басов» (1980), «Книжное искусство» (в 2-х томах, 1983), «Пути и итоги» (1989), «Китч, китч, китч» (1990), «России чёрный год. Психологический портрет художествен¬ной интеллигенции в преддверии Октября» (1991), «Алексей Шмаринов» (1992), «Искусство, которое было» (1997), «Дементий Алексеевич Шмаринов» (1997), «Григорий Бенционович Ингер. Моё детство» (1997), «Два лика времени (1939: один год сталинской эпохи)» (2000), «Там, за горами горя. Поэты, художники, издатели, критики в 1916-1923 годах» (2002), «Увидеть собственными глазами» (2002), «Социалистический реализм - миф и реальность» (2003), «Заповедный мир Митуричей-Хлебниковых» (2004), «Моя тревога». Сб. статей об искусстве XX-XXI веков (2006), «Мои академи¬ки» (2007), «З.К. Церетели» (2007, не издано).

Член редакционного совета и постоянный автор журнала «Истина и жизнь» (с 1998-2003).



Статьи.Публикации

Интервью с Зурабом Константиновичем Церетели. 1999 г.
 Не угнетайте нас трагизмом! 1995
Кому наступает на мозоль Зураб Церетели? Российские вести. 28 декабря 1996
. Монументальый наезд /Полемика/. В пресс-центр мэра Москвы. 1997
. А что под водой? Интернет-Москва-Мэрия. 04/97
 За упокой миллионов душ. 2001
Беззаконная комета. 2000– 2002
Графика Зураба Церетели. 2002.
Человек, которому не безразлично. . 2003.
 Трагедия народов. 2004.
Театр Церетели. 2004.
Люди, будьте людьми! Путь к Богу Холокост Зураба Церетели. 2005.
 Иосиф Бродский.
 Так кто же он такой, Зураб Церетели
Слеза Скорби.
 Не промолчу. 2006.
Что выбирает молодежь Моя Тревога.
Сборник критических статей об искусстве XX-XXI века.2006
Не пора ли размежеваться?
SOS.Спасите наши души.
Реальный Кулик.2007
В защиту Татьяны Назаренко. 2007
Туринская плащаница открывает глаза
К роду своему. Илларион Голицын. 2007
Лицо России. Выставка Игоря Обросова.2008
Прочь из Москвы... 2008
СТЁБ-АРТ. 2008
Воскресная передача канала "Россия". 2008
Его велическтво пиар.2007
Ответ на кампанию против "Петра" Церетели.2010
О сносе памятника Петру
Мастер-класс "Что такое искусство". 2011
Мертвые души
Детские книги под запретом.2013
Зурабу Церетели 80 лет. 2014

К юбилею




И жрица, и воин

Казалось бы, профессиональное предрасположение к искусствознанию - фамильная особенность. Ее дед - философ, ученый Михаил Гершензон, мать - доктор наук, автор многих книг - Наталья Гершензон-Чегодаева, отец - профессор, доктор наук - Андрей Чегодаев. Причем все с непременной приставкой "известные", "видные", "замечательные". И сама Мария Андреевна Чегодаева - доктор искусствознания, действительный член Российской академии художеств и член ее президиума.

Но тем не менее окончила она Московский художественный институт имени В.И.Сурикова в 1956 году как театральный художник. Десять лет работала в разных театрах, исполнила немало произведений театрально-декорационного искусства. Но потом, вероятно, "зов предков" дал о себе знать, а точнее, так сложились семейные обстоятельства, появились сыновья, за которыми нужен был домашний уход, и Мария Андреевна стала художественным критиком. А так как она писала легко, ярко и доступно для самого широкого читателя, ее принимали в газетах и журналах с большой охотой и удовольствием.

Ей одинаково хорошо удавались и серьезные статьи, и очаровательные эссе. Особенно о современном графическом искусстве ХХ века, поскольку сама как художник много занималась книжной графикой и знала ее, как говорится, изнутри, из самых-самых профессиональных глубин. Книга Марии Чегодаевой "Послевоенная советская книжная графика" стала одним из основательных, фундаментальных научных трудов на эту тему. Всего же Мария Андреевна написала около 20 книг. Среди них несколько монографий о мастерах современной графики - Б.Басове, В.Минаеве, А.Шмаринове, В.Фаворском, о династии Митуричей - Хлебниковых.

Большую известность обрели ее острые, злободневные статьи и книги, особенно в последнее десятилетие, которые поставили ее в первый ряд ведущих художественных критиков нашего времени, обладающих трепетным, тонким социально-общественным нервом. Поэтому она не могла остаться в стороне от сегодняшних, подчас ожесточенных баталий в искусствознании. Она не внемлет равнодушно добру и злу, а смело, страстно, бескомпромиссно, не оглядываясь ни на что и ни на кого, отстаивает свои совершенно определенные убеждения, мировоззренческие позиции в искусстве. Ее книги "Два лика времени", "Искусство, которое было", "Социалистический реализм: миф и реальность", посвященные самым широким и сложным вопросам современного искусства, разделили читателей на верных ее сторонников и могущественных ее оппонентов, адептов так называемого актуального искусства. Ведь именно против этой сомнительной и спекулятивной "новизны" и выступает Мария Андреевна, такая с виду мягкая и очаровательная женщина, которая в защите истинных ценностей, выработанных веками и многими поколениями, может быть жесткой, страстной и сильной. Может быть не только Жрицей, воспевающей прекрасное и гармоничное, но и непоколебимым Воином.

- Что вы считаете главным в художественной критике?

- Любить художника, его талант, его труды. Ни в коем случае не возомнить себя непогрешимым судьей в конечной инстанции, но сотоварищем и внимательным помощником творца. Но я пишу лишь о художниках, мною любимых, уважаемых и, безусловно, одаренных Божьей искрой...

Поэтому у Марии Андреевны Чегодаевой - определенное профессиональное и общественное лицо. Ее суждения тверды, авторитетны и честны. К ним прислушиваются, в том числе читатели нашей газеты, постоянным автором которой она многие годы является.


Евграф Кончин.
Корреспондент газеты "Культура".







Возврат к списку

версия для печати