М.Чегодаева. Статья «За упокой миллионов душ», 2001

 

«Я принадлежу к поколению детей войны. Я слишком хорошо помню, какой невероятной трагедией была она буквально для каждой нашей семьи; каким жертвенным подвигом стала судьба не только солдат, но миллионов простых людей всех национальностей – расстрелянных, замученных, умерших от голода, от невыносимых страданий...
Когда в газетах сообщили, что группу «Трагедия народов» созданную Зурабом Церетели требуют убрать, так как она «слишком угнетает своим трагизмом», мне показалось, что оскорбили лично меня; моего покойного отца, только чудом оставшегося в живых в 1941 году в Московском ополчении: из всего полка вырвался из окружения один – только один его взвод! Оскорбили сестренку моей подруги – трехлетнюю девочку-еврейку, повешенную фашистами в Симферополе. Оскорбили замечательного русского художника Ивана Билибина, умершего от голода в Ленинграде. Польскую старуху-беженку, седую, очень похожую на меня, сегодняшнюю – умиравшую в 1942-м на перроне самаркандского вокзала у меня на глазах... А потом я подумала: а ведь эти требования – высшая оценка группы. Если бы она не «угнетала трагизмом», была равнодушной, холодной, казенной, как, к великому сожалению, многие наши военные памятники, на нее бы не обратили внимания, она бы не задела, не взволновала, не вызвала бы никакого протеста.
Ну что ж. Можно пойти навстречу тем, кто хотел бы забыть нашу трагическую историю; для кого Великая Отечественная война – предмет политических игр; кто боится жестокой и неудобной правды; кто не любит себя беспокоить. Пусть уважаемая «Литературная газета» не «вздрагивает» – цитирую вчерашний номер – «при виде группы дистрофиков одного плодотворного грузино-советского ваятеля». Бог с ними. Те, кто навсегда сохранил в душе боль великой трагедии войны найдет группу и здесь, в парковой части, и поклонится ей – этим горестным и величественным теням, так похожим на церковные свечи, зажженные за упокой миллионов душ. Вечная им память. Вечный покой».


М.А. Чегодаева






версия для печати