Статья «Панорама молодых». Журнал «ДИ» № 10, 1968

 

Зураб Церетели влюблен в Грузию, как все грузины. Но, может быть, немного больше других знает ее историю и быт. Церетели исходил пешком Имеретию, Хевсуретию, Сванетию, Кахетию - почти всю Грузию. Сразу после окончания Тбилисской Академии художеств он работал в Институте истории и этнографии. Работал много и увлеченно. За пять лет Зураб побывал во всех районах и областях республики. Одна экспедиция сменяла другую; зарисовки, эскизы, наброски, опять зарисовки. В альбомах тех лет - предметы быта, утварь, изделия из серебра, национальные костюмы, детали одежды. Все подробно и четко фиксировала рука художника. Многое - для ученых, кое-что для себя, просто так, впрок. Тогда он и думать не мог, что именно эти впечатления окажутся основой работы над монументальными вещами. А сейчас большая мозаика «Хевсурский ковер» украшает стену ресторана на курорте Пицунда. В 1962 году московские архитекторы под руководством М. Посохина приступили к комплексному строительству в Пицунде. Землю Колхиды застроили ординарными современными зданиями в 16-18 этажей. И стало скучно. Это почувствовали все, даже авторы проекта. Тогда-то и возникла мысль пригласить грузинских художников. Перед ними стояли четкая задача - сломать равнодушие рационально построенных корпусов пансионата. Зураб Церетели выполнил несколько произведений, оформил площадки для отдыха, придумал и осуществил в материале декоративное панно на тему «Пицундские мозаики». В основу этой композиции положены мотивы мозаичных полов, найденных при раскопках в Пицунде. Сегодня художник все чаще расширяет рамки своего творчества. Не только скульптор, живописец или еще уже - маринист, сегодня он и то, и другое, и третье. Таково требование времени. Вот и Зураб Церетели не только пишет картины, выкладывает мозаики, он решает и сложные пространственные задачи. Так, например, интересно введены в пицундский комплекс элементы старой архитектуры. Однообразная система современных зданий обогатилась включением древних грузинских рельефов, деталей архитектуры, скульптурой. Творчество Церетели последовательно утверждает принципы крупномасштабности и цветовой насыщенности. Оно всегда энергично и щедро.

Журнал «ДИ» № 10, 1968 г. Стр. 17






версия для печати