М.Чегодаева. Статья «Ответ на кампанию против «Петра I» Церетели». 2010.

 

Развернутая ВРИО мэра Москвы г.Ресиным кампания за снос или перенос памятника Петру Великому работы Зураба Церетели на стрелке обводного канала, не может восприниматься иначе как неуклюжая попытка отвлечь внимание московской общественности от вопиющих беззаконий московского правительства, быв. мэра Москвы г.Лужкова и его ближайшего помощника г.Ресина.

Циничная распродажа святой московской земли, ради чего варварски сносились целые районы старой Москвы, сотни архитектурных памятников; грубый захват с помощью ОМОНа квартир, гаражей, домов, построенных москвичами на собственные средства, приватизированных ими; так наз. «точечная застройка» – возведение тридцати-сорокаэтажных элитных башен во дворах, на спортивных и детских площадках, в недопустимой близости от стен соседних домов, которые нередко давали трещины; так и нераскрытые, но всякий раз подозрительно выгодные кому-то пожары, начиная с пожара Манежа, при котором погибли люди и сгорела выставка старой художницы, труд всей ее жизни; вопиющая коррупция в судах и правоохранительных органах и т.д., и т.д.– все это в последние десятилетия стало нормой деятельности правительства Москвы, вызывая протесты, гнев, а нередко и отчаяние москвичей.

Академия художеств и Союз художников Москвы испытали это на себе. Была разгромлена и уничтожена офортная студия, созданая и оборудованная замечательным русским художником Нивинским и переданная им в дар художникам Москвы. Функционировавшая все годы советской власти, она была беспощадно экспроприирована в наши дни «свободы и демократии», ярым поборником которой провозглашает себя г.Лужков Был отнят у художников «Дом скульптора» – спасенное ими и отреставрированное на их средства прекрасное старое здание, приглянувшееся кому-то из «дружков» Лужкова. Была предпринята попытка захватить мастерские на Брянской ул., построенные на средства художников и переданные им в пожизненное пользование: милиция в отсутствие хозяев взламывала двери, вышвыривала картины на лестницу. Одному владельцу мастерской эта «акция» стоила жизни – не выдержало сердце.

Список подобных «достижений» московского правительства может быть продолжен на многих страницах. В свете подобных вопиющих фактов попытка изобразить главной, чуть ли не единственной, «ошибкой» московского правительства, вызвавшей неудовольствие москвичей, установку памятника Петру I работы Церетели выглядела бы жалкой уловкой, не достойной внимания, если бы не сопровождающий ее поток подтасовок и фальсификаций. Нельзя не заподозрить, что именно этот путь лжи и обмана избран г.Ресиным для «спасения» себя и своих коллег от обвинений и ответа за все, ими содеянное.

Начать с того, что муссирующаяся средствами массовой информации версия о том, что созданный Церетели памятник Колумбу был отвергнут Америкой, и скульптор, приставив Колумбу голову Петра Великого навязал его Москве – ложь. Работа по установке памятника Колумбу идет в Пуэрто-Рико на месте высадки экспедиции Колумба, а все сходство между памятниками, в чем при желании может убедиться каждый, сводится к тому, что великий русский царь, как и великий мореплаватель, представлен кормчим, правящим рулем корабля – образ, подсказанный скульптору Пушкиным: Сей шкипер был тот шкипер славный, Кем наша двинулась земля, Кто придал мощно бег державный Рулю родного корабля.

Ложь и версия о том, что памятник Церетели признан в мире самым уродливым и вот уже двадцать лет вызывает негодование москвичей. Это мнение не мира и не москвичей, а Марата Гельмана, известного имиджмейкера, еще в 90-е годы, когда памятник был только что установлен, затеявшего кампанию по проведению референдума о его сносе. Все знали, что за этой инициативой стоит фигура весьма влиятельного и баснословно богатого противника Лужкова, заинтересованного в громком скандале: снос царского памятника имел бы отнюдь не художественное, но политическое значение и не прошел бы незамеченным в мире. Инициативная группа Гельмана располагала неограниченными средствами на снятие дорогих офисов, проведение всякого рода агитации и рекламы, вплоть до прямой проплаты «общественного мнения». Выдвигались все возможные обвинения в нарушении норм и порядка возведения памятников в Москве и т.п. Все это требовало внимательного рассмотрения, и при правительстве Москвы была создана комиссия, куда вошла группа Гельмана и несколько уважаемых известных людей, абсолютно независимых и объективных, таких как поэт Вознесенский, режиссер Табаков, известный путешественник Сенкевич, возглавивший комиссию.

Мне выпала честь быть включенной в эту комиссию. Два месяца мы рассматривали все обвинения и не нашли ни одного нарушения. Оставалось выявить мнение москвичей о сносе памятника, для чего была привлечена самая авторитетная в Москве социологическая кампания под руководством Заславской. Группа Гельмана, демонстративно выражавшая недоверие и к нам, и к Заславской, потребовала привлечь ей в параллель «своих» социологов, что и было удовлетворено.

И здесь произошло нечто неожиданное: г.Гельман вдруг вышел из игры. Чем было это вызвано остается на совести Марата. Его «инициаторы», оставшиеся без своего лидера совершенно растерялись и потеряли дар речи. Приглашенные ими социологи вынесли заключение, в точности совпавшее с заключением Заславской. При опросе оказалось, что чуть ли не 70% москвичей либо не видели памятника, либо не обратили на него никакого внимания; из остальных кому-то памятник нравился, кому-то не нравился, но против сноса высказались решительно все. Мнение москвичей свелось к одному: «Раз памятник поставлен, пусть стоит. Довольно! Насносились…» Тем дело и кончилось.

Зачем понадобилось его воскрешать – слишком понятно. Попытались отвлечь и переключить внимание и гнев москвичей с себя на Церетели, продемонстрировать свою трогательную заботу о чистоте художественного облика Москвы. А выделить на демонтаж памятника какие-то два миллиона, когда миллиарды бюджетных денег были пущены на ветер, разбазарены, раскрадены – это же для московских властей вообще не проблема!

Памятник работы Церетели может нравиться или не нравиться, но претензии к нему вроде того, что Петр одет в штаны не того фасона – просто смехотворны. И уж во всяком случае говорить о том, что «Петр» Церетелии портит облик Москвы не г.Ресину, активно способствовавшему тому, что Москва буквально заполонилась как попало натыканными перепевами самой безликой, вненациональной и антихудожественной архитектуры, какую только можно найти в современном мире. И не Марату Гельману, в чьей галерее выставлялись такие «шедевры», как «Совокупляющиеся монстры», гигантский черный плакат «БОГА НЕТ!», «Какашка художника» и т.п. заикаться о порче чьих-то вкусов!

Меня «Петр» Зураба Церетели – молодой, романтичный, воистину, Великий вполне устраивает. Не спорю, на широких водных просторах он смотрелся бы лучше, чем на узеньком ручейке обводного канала. Но, слава Богу, что в полуразрушенной обезличенной Москве, утратившей гордое звание «Наша древняя столица», превращенной стараниями московских градоначальников в какой-то дикий Вавилон, правит рулем русский царь, напоминая москвичам, что они все еще живут в России.

М.Чегодаева






версия для печати