Выставка произведений Н.И. Андрияки (1905-1977) и К.М. Молчанова (1906-1980) в МАХЛ РАХ

 

С 1 по 19 ноября 2007 года в музейно-выставочном комплексе Московского академического художественного лицея Российской академии художеств ( бывшей МСХШ ) открыта выставка двух старейших преподавателей – художников школы К.М. Молчанова (1906-1980) и Н.И. Андрияки (1905-1977).
Судьбы этих двух замечательных людей похожи. Они объединены одной эпохой, общей судьбой поколения, на долю которого выпало трудное военное время, объединены любовью к изобразительному искусству. Каждый из них отдал много сил, любви и таланта педагогической деятельности в художественной школе. Н.И.Андрияка в период с 1967-1977 год был не только преподавателем, но и директором МСХШ. На выставке представленны живописные и графические произведения разных лет, фронтовые зарисовки, фотоматериалы.
С самого первого года образования МСХШ и до конца своей жизни здесь преподавали К.М. Молчанов и Н.И.Андрияка. Они отдали школе много лет своей жизни. Придя сюда еще до Великой Отечественной войны в 1939 году, были призваны на фронт, прошли дорогами войны до Берлина, не расставаясь и в это трудное время с карандашом и кистью. Этот период отразился в их творчестве многочисленными зарисовками с натуры. Демобилизовавшись после войны, оба вернулись с фронта к мирной жизни, к своим ученикам. С тех пор К.М. Молчанов и Н.И.Андрияка преподавали здесь, выпустив в жизнь, в трудное, непредсказуемое, но прекрасное и увлекательное плавание по морю искусства более тысячи молодых художников.
Этой экспозицией, которая продолжает цикл выставок, организованных к 250 – летию Российской академии художеств, мы отдаем дань памяти и уважения нашим старейшим педагогам, которых уже нет с нами.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны начинается педагогическая деятельность К.М.Молчанова, которой он, как и искусству, посвятил себя до конца своих дней.
Константин Михайлович считал главной задачей Учителя ( с большой буквы ) - не убить в ученике стремление к искусству, привить поэтическое умение видеть в жизни красоту повседневности, умение удивляться, радоваться и любоваться цветом, формой, пластикой линии. « Чему только можно и нужно учить, - это вечным, незыблемым законам формы, самым основным и самым общим...», - писал Константин Михайлович Молчанов. Он учил лицеистов ( в те годы МСХШовцев ) мыслить и видеть пластическое явление изнутри, в его целостности, конструировать его, а не списывать с натуры. Он старался привить своим ученикам любовь к материалу, к мастерству, способствовать овладеванием ими практических навыков рисунка и живописи для легкого, артистичного воплощения идей, чувств и мыслей на уровне великого искусства.
Творчество К.М. Молчанова можно условно разделить на три периода - довоенный, военный и послевоенный, связанных с основными событиями в стране, с которыми так же тесно переплелась и судьба художника.
Закончив в 1929 году графическое отделение ВХУТЕМАССа, он посвящает себя искусству графики и агитационного плаката. Его жизнь и творчество можно рассматривать только в тесной взаимосвязи с тем временем и требованиями, которые выдвигались эпохой. Большое количество его работ довоенного периода создано с учетом доктрины нового искусства, в основе которого лежала способность говорить с массами. Наряду с этим в его творчестве присутствуют камерные работы, написанные по состоянию души в лучших традициях русской реалистической школы, передающие эмоциональное состояние автора, очарованного красотой природы.
Война оказала заметное влияние на содержание искусства и на сам творческий процесс, на отношение художника к жизни. Резко возросло значение конкретного факта и точного документа, и поэтому рисунок приобрел, особенно в первое время, чуть ли не ведущее положение. Графическая часть творческого наследия автора включает в себя портреты фронтовиков, фронтовые зарисовки и графические пейзажи 1941 – 1945гг.
С начала 1970-х годов К.М. Молчанов начинает работать пастелью, продолжая много писать маслом, рисовать углём, сангиной и в другими материалами. Этот период богат живописными и графическими портретами артистов, поэтов, композиторов, деятелей искусства.
За участие в Великой Отечественной войне он награжден орденами и медалями. Произведения К.М.Молчанова «К весне», «Портрет ударника» вошли в коллекцию Государственной Третьяковской галереи, а за многолетнюю плодотворную творческую и педагогическую деятельность в 1968 году ему было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры РСФСР.


Заслуженный художник РСФСР Николай Иванович Андрияка вошел в историю Лицея не только как один из самых первых педагогов – художников, пришедших в стены школы юных дарований, переименованной позднее в Московскую среднюю художественную школу, еще в 1939 году, но и как талантливый организатор, возглавлявший ее на посту директора с 1967 по 1977 год. Такие черты характера, сформировавшиеся в военное время, как самодисциплина, способность быстро и точно принимать решения, настойчивость в достижении цели, сделали его человеком на своем месте. Он был не только принципиальным и требовательным директором, но и творческим человеком, художником, самолично прошедшим и понимающим всю сложность и все тяготы длинной и трудной дороги к Искусству.

Н.И. Андрияка придавал большое значение развитию творческой памяти. В ней он видел метод и инструмент творческого процесса. Он обращал внимание учеников и собственного сына на необходимость внимания к натуре. «Воспитывайте свой глаз и свою память. Старайтесь понять – что более всего поразило в натуре. Это приучит сначала думать, а потом уже браться за карандаш или кисть.», - не уставал повторять своим ученикам Николай Иванович. В то же время он очень ценил фантазию и воображение, считая их важнейшем элементом творчества, столь необходимым для работы над композицией, над эскизом будущей картины. Он старался расширить кругозор учеников, добивался чтобы летние практики школы проходили в разных местах Советского Союза. Был тогда в школе и такой предмет как история искусства, столь необходимый будущим художникам... Прекрасный живописец, художник, любящий и тонко чувствующий природу, он и сам выезжал с учениками на летний пленер в Истринский район Подмосковья, где мог позволить себе писать этюды с самого раннего утра. В своем творчестве он не стремился к монументальности, яркости и декоративности работ. Он считал, что лучше иметь свой, пусть скромный, но личностный творческий голос. И художнику удавалось добиваться картинного звучания своего произведения, не увеличивая его размера.

Особое место в творчестве Н.И. Андрияки занимает военная тема. В 1941 году он добровольцем ушел на фронт, воевал, был награжден орденом Красной Звезды и медалями, работал художником во фронтовой газете. Нередко к ближайшему номеру было нужно срочно нарисовать отличившегося в боях солдата. 84 портрета сохранились в послевоенном наследии мастера, портретов, для которых художнику позировал не просто конкретный человек, но и сама эпоха.
Он мог бы не сделать в своей творческой жизни больше ничего и навсегда остаться в истории советского искусства как замечательный художник-фронтовик.
Заслуги Николая Ивановича Андрияки в воспитании новой творческой смены поистине громадны. В течение нескольких десятилетий для подавляющего большинства современных московских, да и не только московских художников, он был и остается Первым Учителем в искусстве.


Искусствовед Татьяна Кузнецова





версия для печати