О прееемственности Российской и Императорской Академий художеств. (к 250-летию Академии художеств).

Императорская академия художеств, основанная в 1757 году, сыграла огромную роль в истории русской художественной культуры. Если попытаться кратко определить основные её деяния, то можно отметить следующее.

Вся замечательная, всемирно известная архитектура Петербурга и его окрестностей (от барокко до модерна), всё скульптурное убранство этой архитектуры, декоративно-прикладное искусство, в неё входящее, памятники и монументы города и его пригородов - всё это результат деятельности Императорской академии художеств. И это можно сказать не только о Петербурге, а отчасти и о Москве, и о ряде других городов.

Все художественные сокровища, находящиеся сейчас в музеях, в том числе таких всемирно знаменитых, как Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в Петербурге, то есть вся бесценная, имеющая значение классики русская живопись, графика, скульптура, а также богатейшее прикладное искусство - всё это на девяносто процентов представляет собою создания либо членов Академии художеств, либо её учеников.

Наконец, художественная школа, то есть система и методика профессионального художественного образования, на основе которой выросли и воспитались гениальные мастера, выработана в процессе длительного исторического развития именно в Императорской академии художеств. Эта школа в процессе развития культуры корректировалась и совершенствовалась, впитывала в себя новые достижения искусства, и она является нашим ценнейшим национальным достоянием. В других высоко цивилизованных странах сейчас академическая школа либо находится в упадке, либо частично разрушена, либо вообще не создана. И деятели искусства этих стран нередко завидуют нам в том, что наша страна сохранила и развила эту школу. Оттого начинающие художники едва ли не со всего мира приезжают к нам учиться.

Достижения Императорской академии художеств относятся к фундаменту русской художественной культуры. И потому вполне естественно и закономерно, что современная Российская академия художеств опирается на эти достижения и развивает их. Она считает себя преемницей и наследницей Императорской академии художеств, продолжая её лучшие традиции и сочетая их с новаторством, обусловленным своеобразием и требованиями современной исторической эпохи.

Но в советское время так было не всегда. И потому интересно и поучительно посмотреть, как менялось отношение к Императорской академии художеств в истории XX века.

В 1918 году Императорская академия художеств ленинским указом была ликвидирована. Это было непродуманное и даже преступное деяние. Оно было вызвано тем, что в титуле Академии художеств было слово «Императорская», а во главе её стоял член царской фамилии. Всё императорское для большевиков было как для быков красное; большевистская революция совершалась по принципу: всё императорское -долой. Вот и смахнули, ничтоже сумняшеся, с лица земли такую национальную ценность и гордость, как Императорская академия художеств.

Но всё-таки существовавшее в ней высшее учебное заведение сохранилось. Оно подвергалось нападкам и преобразованиям, порою варварским ниспровержениям прежних основ и много раз меняло свои названия. Но главное и существенное не это, а то, что вопреки разным разрушительным тенденциям всё-таки в творчестве и педагогической деятельности ряда мастеров осуществлялась известная преемственность с классическими традициями и с академической системой художественного образования. Ниточка этой преемственности была довольно тонкой. Порою её хотели оборвать. Но всё-таки она тянулась из прошлого в современность, и это имело большое значение для будущего. Эта преемственность осуществлялась, например, в деятельности таких ведущих преподавательскую деятельность мастеров, как графики Д. Кардовский и В. Савинский, живописец А. Рылов, скульптор В. Лишев, архитектор Л. Бенуа и другие. В этом их бесспорная историческая заслуга.

В 1932 году данному вузу вернули прежнее, несколько измененное название. Он стал называться Всероссийская академия художеств. С 1934 года её возглавил И. Бродский, ученик И. Репина, и преемственность с достижениями старой Академии расширилась.

В 1947 году на основе Всероссийской академии художеств была создана Академия художеств СССР, на которую были возложены уже задачи не только художественного образования, но и более широкие полномочия, предполагающие определяющее влияние Академии на всю художественную культуру.

Академия художеств СССР была создана в самый тяжелый период для культуры и духовной жизни нашей страны. Её основание находилось в историческом контексте с такими позорными явлениями, как разгромные Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 годов по вопросам литературы, кино, театра, музыки; как философская дискуссия 1947 года, приведшая к упадку этой науки; как антисемитская компания, развернутая в 1949 году против «космополитизма», как удушение генетики и кибернетики, объявленных «буржуазными лженауками» и многое другое. Весь этот идеологический гнёт и политический пресс сказался и на первых этапах деятельности Академии художеств СССР.

При президентах А. Герасимове и В. Серове концепция соотношения двух академий была такова: старая Академия - царская, придворная, императорская; наша Академия - советская, партийная, коммунистическая, основанная на принципах социалистического реализма. Это социально и идеологически разные академии, и потому никакой преемственности между ними нет.

В такой позиции заключалось некоторое противоречие, ибо основой социалистического реализма был всё-таки реализм, а его традиции были заложены и развиты великими мастерами старой Академии, и потому эти мастера, конечно же, и в новой Академии, признавались и даже считались классиками. Но они рассматривались как бы сами по себе, вне Академии и того значения, которое она имела в их формировании и в деятельности которой они участвовали.

Это положение медленно и постепенно начало меняться только в 1970-е годы при президенте Н.В. Томском. В конце 1970-х годов была задумана большая академическая выставка «225 лет Академии художеств». В инициативе и в концепции её проведения важную роль сыграли Н.В. Томский и главный ученый секретарь Академии того времени П.М. Сысоев. Выставка состоялась в 1982 году, уже после смерти Н.В. Томского. Она была проведена в Манеже и имела большой общественный резонанс. Выставка не была ретроспективной, она показывала только лучшие достижения Академии советского времени. Но новым и принципиальным было то, что эти достижения выступали как результат 225-летнего развития Академии художеств.

На основе этой выставки сразу же был выпущен большой двухтомный каталог, включавший справочные статьи о всех членах Академии с её основания до 1980 года с их портретами и с иллюстрациями главных произведений. Я имел честь участвовать в его подготовке. Многие до сих пор относятся к этому каталогу только как к справочному изданию. Но он имел гораздо большее и важное значение.

В этом каталоге впервые Академия художеств предстала как единое, хотя и исторически развивающееся целое. Тем самым устанавливалась органическая преемственность старой и новой академий. Они представали как последовательное развитие отечественной многонациональной художественной культуры, как целостный исторически развивающийся организм. В этом развитии были свои противоречия, достижения, спады и кризисы, а также перерывы в преемственности. Но всё-таки в основе своей это было одно художественное явление. И потому стало очевидно, что советская Академия не временное, произвольно созданное учреждение. Она имеет глубокие корни, базируется на прочном историческом фундаменте художественной культуры, заложенном Императорской академией. Такой она представала благодаря этому двухтомному каталогу. То был переворот в мировоззрении, принципиальное изменение эстетической позиции. Впервые в советское время прозвучал голос правды об истории Академии.

Эта завоеванная на рубеже 1970-1980-х годов позиция сохранялась и далее при президентах Б. С. Угарове и Н.А. Пономареве. На новый и гораздо более высокий уровень она была поднята, значительно расширив преемственность Императорской и современной Российской академии художеств, когда президентом в 1997 году стал З.К. Церетели.

С первых же шагов его на посту президента эта преемственность была поставлена во главу угла деятельности и художественной политики современной Академии. Она была подчеркнута уже рядом, казалось бы, внешних, но весьма симптоматичных новых признаков. Ныне в коридоре здания Президиума Академии висят портреты всех её президентов - от основания до конца XX века. Восстановлен герб Императорской академии, издан её Устав, а Устав нынешней Академии согласован с первоначальным. Восстановлены значки и эмблематика старой Академии. Для членов Академии созданы специальные мантии, шапочки и нагрудные медали. Счёт общих собраний (сессий) Академии ведется теперь не с 1947 года, а с первого собрания в XVIII веке; последнее такое собрание нашей Академии было уже 568-м. Наконец, первая же большая выставка, которая была организована З.К. Церетели, называлась «Императорская - Российская академия художеств». Она включала в себя и современный раздел, и всю ретроспективу Академии, показывая через наиболее типичные произведения основные этапы её истории и её художественную школу.

Традиции Императорской академии художеств понимаются нынешним руководством Академии широко. Восстанавливается многое из методики выработанного ею художественного образования. Вопросам художественного образования президиум Академии и соответствующее отделение в ней повседневно уделяют большое внимание, систематически стремясь к его совершенствованию. Расширяется круг почётных членов Академии, включающий не только зарубежных художников, но и выдающихся деятелей разных видов искусства в отечественной культуре. Всё это - развитие традиций, идущих от старой Академии художеств.

Наконец, подобно тому, как Императорская академия объединяла лучшие художественные силы своего времени (по крайней мере, до начала XX века), так и Российская академия художеств произвела в этом отношении существенную реформу. И это особенно важно. Если Академия художеств СССР отторгала многих талантливых художников, не соответствующих догмам социалистического реализма, то современная Российская академия художеств придерживается позиции плюрализма и включает в свой состав художников разных течений и творческих ориентации, в том числе и тех, которые ранее противостояли Академии. Это началось уже при Н.А. Пономареве и в полной мере было осуществлено при З.К. Церетели. Главным критерием для включения в состав Академии того или иного художника он провозгласил талант и творческую инициативу. Что же касается взглядов, манеры, стилистических ориентации, то это личное дело каждого художника.

Именно благодаря объединению лучших творческих сил Российская академия художеств решает большие программные задачи, общегосударственного и международного масштаба. Её силами восстановлена святыня русского народа - Храм Христа Спасителя в Москве; установлены многие высокохудожественные памятники выдающимся деятелям истории и культуры в нашей стране и за рубежами Родины; созданы значительные достижения в отечественной архитектуре; основан первый в нашей стране Музей современного искусства; организованы сотни выставок, в том числе во многих периферийных городах и в зарубежных странах; идёт активное сотрудничество с ЮНЕСКО и с академиями разных стран. И о многом другом можно было бы ещё сказать, характеризуя деятельность современной Академии.

Но в данной статье не ставится такая задача. Этот вопрос затрагивается лишь потому, что расширение деятельности Академии во многом связано с укреплением её преемственности с традициями Императорской академии художеств. И это вполне естественно. Ведь чем обширнее здание, которое мы строим, тем более значительный и прочный фундамент должен быть под него подведен. Чем выше дерево, тем глубже корни.

Поэтому реформы, осуществленные З.К. Церетели в Академии художеств, коснулись, помимо многого другого, также и усиления её преемственности с Императорской академией. Отсюда и развитие искусствоведческого изучения последней, которое должно выявить новые актуальные для современности моменты. Отсюда и пропаганда её исторического значения.

Все эти связи особенно укрепит юбилей 250-летия Академии художеств, который будет отмечать в 2007 году. Этот юбилей не имеет узко ведомственный характер. Ведь это праздник не только учреждения, называемого Академией, а всей нашей культуры. Ибо единство многовекового исторического развития Академии обеспечило расцвет этой культуры в прошлом и является залогом её достижений в будущем.

В.В. Ванслов



Возврат к списку

версия для печати