Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА


изделия предприятий, сосредоточенных вокруг Гжели традиционного цен­тра русского керамического искусст­ва в Подмосковье, включающего око­ло тридцати деревень современного Раменского р-на Московской обл. Знаменит производством народных гончарных изделий, майолики, фаян­са и фарфора. Гжельский промысел достиг высокого художественного уровня во 2-й пол. 18 в., когда чернолощеная и муравленая (см. Глазурь) гончарная посуда сменилась распис­ной майоликой. В период расцвета (1770—1780-е гг.) производилась майолика с многоцветной росписью по белой эмали, выпускалась разно­образная посуда: супницы, кружки, тарелки, блюда, кувшины. Славу Г. к. составляют фигурные квасники и кумганы, самобытные чайники, крынки и другие национальные со­суды, отмеченные творческой фанта­зией и вкусом народных мастеров.

С нач. 19 в. гжельские заводы пе­решли на изделия из фарфора, фаян­са и полуфаянса, что также прине­сло промыслу немалый успех, особен­но полуфаянс (изделия завода Тере­ховых и Киселева, т. н. «бронзовый товар» с золотистой люстровой орна­ментальной росписью). В 1830— 1840-х гг. на фарфоровых заводах Гжели (уже ок. 50 заводов и 40 жи­вописных мастерских) также были созданы самобытные произведения, отличающиеся контрастностью цвета, яркой лубочной трактовкой изобразительных мотивов в росписи и ма­лой пластике. Синяя декоративная роспись, украшавшая полуфаянсовые предметы, послужила прототипом для подглазурной живописи на фарфоре 20 в. В нач. 20 в. гжельский на­родный промысел переживал трудные времена. В 1920—1930-х гг. были предприняты попытки оживить кера­мическое производство. Подлинное возрождение промысла началось в 1944 г., когда к научно-экспери­ментаторской работе приступили специалист по русской керамике А. Б. Салтыков и художница Н. И. Бессарабова. Ими была восста­новлена свободная кистевая роспись, обновлены традиционные формы, найдены новые возможности искус­ства фарфора. В 1972 г. на базе слив­шихся мелких заводов возникло про­изводственное объединение «Гжель» шесть самостоятельных предпри­ятий, выпускающих фарфор, майоли­ку и изразцы, продолжающих наро­дные традиции гжельской керамики (художники Л. П. Азарова, Т. С. Дунашова и др.). Изделия Г. к. пользу­ются широкой популярностью в раз­личных странах. Лучшие произведе­ния входят в состав художественных коллекций крупнейших отечествен­ных и зарубежных музеев.

ГАВИТ ГАЖА ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР ГАЛЕРЕИ ЖИВОПИСИ ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРИСТ ГАЛЛЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ ГАММА ГАНЖИР ГАНОСИС ГАНЧ ГАРБХА-ГРИХА ГАРГУЛЬЯ ГАРМОНИЯ ГАРНИТУР ГАРНИТУРА ГВИРГВИНИ ГЕЗАМТКУНСТВЕРК ГЕЛИОГРАВЮРА ГЕММА ГЕНИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНА­МЕНТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГЕРАЛЬДИКА ГЕРБ ГЕРМА ГЕРОИЧЕСКОЕ ГЕШТАЛЬТ ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ГИГАКУ ГИДРИЯ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ ГИПЕРРЕАЛИЗМ ГИПОСТИЛЬ ГИПОТРАХЕЛИЙ ГИППОДАМОВА СИСТЕМА ГИППОКАМП ГИПСЫ ГИПЮР ГИРИХ ГИРЛЯНДА ГЛАВА ГЛАВНАЯ TОЧКA СХОДА ГЛАДИЛКА ГЛАЗУРЬ ГЛАСИС ГЛИПТИКА ГЛИПТОТЕКА ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ГЛУХАЯ РЕЗЬБА ГОБЕЛЕН ГОЛОГРАФИЯ ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОПУРАМ ГОРГОНЕЙОН ГОРЕЛЬЕФ ГОРИЗОНТ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ГОРОД-САД ГОРОД-СПУТНИК ГОСТИНЫЙ ДВОР ГОТИКА ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОХУА ГРАБШТИХЕЛЬ ГРАВЁР ГРАВИРОВАНИЕ ГРАВЮРА ГРАВЮРА НА КАМНЕ ГРАДАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬ­ТУРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГРАНИЛЬНИК ГРАТТАЖ ГРАТУАР ГРАФИКА ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ ГРАФИЧНОСТЬ ГРАФФИТИ ГРАФФИТИЗМ ГРАФФИТО ГРАФЬЯ ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ ГРИДНИЦА ГРИЗАЙЛЬ ГРИФЕЛЬ ГРИФОН ГРИФОНАЖ ГРОБНИЦА ГРОТ ГРОТЕСК ГРОТЕСКИ ГРУНТ ГРУНТОВКА ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ГУАШЬ ГУЛЬБИЩЕ ГУЛЬДАСТА ГУМБАД ГУН-БИ ГУРТ ГУРХАНА ГУСЁК ГУТНОЕ СТЕКЛО ГУТТЫ ГЭР ГЮЛИСТАН

версия для печати