Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Уже в древности с III—II тыс. до н. э. в Индии, Египте, Месопотамии делались первые опыты регулярного Г. (прямоугольная сеть улиц, разбивка города на кварталы, элементы благоустройства); в Древней Греции выделялись композиционные центры города (акрополь, агора), была создана стройная система застройки свободных территорий (гипподамова система); Древний Рим распространил принципы регулярного Г. на огромные территории Европы, Азии и Африки. В средние века преобладала радиально-кольцевая структура, с укреплением (замок., кремль, цитадель), городским собором, торговой площадью в центре, кривыми узкими улицами, плотной застройкой и концентрическими поясами укреплений. С эпохи Возрождения в Европе разрабатывается теория Г., новые приемы организации городских ансамблей (площадь Капитолия в Риме, 16 в., архитектор Микеланджело; площадь Сан-Пьетро в Риме, 17 в., архитектор Лоренцо Бернини), проекты идеальных городов (Антонио Филарете, Винченцо Скамоцци), планы крупных дворцово-парковых ансамблей (римские виллы 16—18 вв.; Версаль, 17—18 вв.); в Г. 18 — нач. 19 в. организовывались большие пространства с открытыми площадями (площадь Согласия в Париже, 18 в., архитектор Жак Анж Габриель), прямыми магистралями, парками. Эти новшества нашли отражение в интенсивной застройке русских городов 18 — 1-й трети 19 в. (архитекторы И. К. Коробов, П. М. Еропкин, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, О. И. Бове, В. П. Стасов). Интенсивное развитие промышленности и транспорта, быстрый стихийный рост городов вызвали в конце 18 и особенно в 19 в. хаотичность плотной застройки городов, размещения в них предприятий, складов и транспортных линий, это создает порой контраст между благоустроенными центрами и перенаселенными окраинами. Отдельные опыты реконструкции центров (Большие Бульвары в Париже, 1859—1896; Рингштрассе в Вене, 1856—1888) лишь усилили эти контрасты. В 20 в. кризисные явления в городском строительстве вызвали развитие теорий, предлагавших кардинальное изменение принципов Г.: урбанизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье (создание новых типов крупных зданий и новых приемов их размещения в большом городе), дезурбанизм (рассредоточение застройки — идеи города-сада и города-спутника). Внедрение в Г. принципов «современной архитектуры» позволило провести в 1920— 1930-х гг. строительство современных городов (Хилверсюм в Нидерландах, Уэлин в Англии), рабочих поселков, комплексов дешевых жилищ с функциональной планировкой, выгодной ориентацией зданий, озелененными участками, комплексами социального, культурного и бытового обслуживания. В СССР, где создавались оригинальные теории Г. («развивающийся город» Н. А. Ладовского, «поточно-функциональная схема» Н. А. Милютина), были построены новые города (Запорожье, Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре) и начата реконструкция Москвы, Ленинграда, Харькова, Баку, Еревана и других крупных городов. После второй мировой войны особенно интенсивно шли восстановление и реконструкция городов (Лондон, проект 1944, архитектор Патрик Аберкромби; Гавр во Франции, 1947—1956, архитектор Огюст Пер ре; Роттердам в Нидерландах, 1946—1960), строительство новых городов (города-спутники в Англии и Шотландии; Бразилия в Бразилии, с 1957, архитектор Лусиу Коста; Чандигарх в Индии, 1951—1956, архитектор Шарль Эдуар Ле Корбюзье); выдвигались теории динамично развивающегося города («экистика» греческого архитектора К. А. Доксиа диса, предложившего строительство городов вдоль транспортных путей, метаболизм Кэндзо Тангэ и других японских архитекторов, уподобивших город растущему дереву, и др.). В СССР восстановлены и реконструированы Волгоград, Минск, Киев, вновь выстроены Норильск, Братск, Навои, Рустави, Шевченко, в значительной мере реконструированы Москва, Ленинград, Ташкент, Алма-Ата и многие другие города: характерные черты — комплексная застройка микрорайонов средствами развитой строительной индустрии, разделение жилых и промышленных зон путем выведения промышленных зон за пределы города. |
ГАВИТ ГАЖА ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР ГАЛЕРЕИ ЖИВОПИСИ ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРИСТ ГАЛЛЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ ГАММА ГАНЖИР ГАНОСИС ГАНЧ ГАРБХА-ГРИХА ГАРГУЛЬЯ ГАРМОНИЯ ГАРНИТУР ГАРНИТУРА ГВИРГВИНИ ГЕЗАМТКУНСТВЕРК ГЕЛИОГРАВЮРА ГЕММА ГЕНИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГЕРАЛЬДИКА ГЕРБ ГЕРМА ГЕРОИЧЕСКОЕ ГЕШТАЛЬТ ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ГИГАКУ ГИДРИЯ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ ГИПЕРРЕАЛИЗМ ГИПОСТИЛЬ ГИПОТРАХЕЛИЙ ГИППОДАМОВА СИСТЕМА ГИППОКАМП ГИПСЫ ГИПЮР ГИРИХ ГИРЛЯНДА ГЛАВА ГЛАВНАЯ TОЧКA СХОДА ГЛАДИЛКА ГЛАЗУРЬ ГЛАСИС ГЛИПТИКА ГЛИПТОТЕКА ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ГЛУХАЯ РЕЗЬБА ГОБЕЛЕН ГОЛОГРАФИЯ ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОПУРАМ ГОРГОНЕЙОН ГОРЕЛЬЕФ ГОРИЗОНТ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ГОРОД-САД ГОРОД-СПУТНИК ГОСТИНЫЙ ДВОР ГОТИКА ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОХУА ГРАБШТИХЕЛЬ ГРАВЁР ГРАВИРОВАНИЕ ГРАВЮРА ГРАВЮРА НА КАМНЕ ГРАДАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГРАНИЛЬНИК ГРАТТАЖ ГРАТУАР ГРАФИКА ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ ГРАФИЧНОСТЬ ГРАФФИТИ ГРАФФИТИЗМ ГРАФФИТО ГРАФЬЯ ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ ГРИДНИЦА ГРИЗАЙЛЬ ГРИФЕЛЬ ГРИФОН ГРИФОНАЖ ГРОБНИЦА ГРОТ ГРОТЕСК ГРОТЕСКИ ГРУНТ ГРУНТОВКА ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ГУАШЬ ГУЛЬБИЩЕ ГУЛЬДАСТА ГУМБАД ГУН-БИ ГУРТ ГУРХАНА ГУСЁК ГУТНОЕ СТЕКЛО ГУТТЫ ГЭР ГЮЛИСТАН |