Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО


(англ.
urbanism, фр. urbanisme, нем. Stadte bau) теория и практика планировки и застройки городов. Г., определяемое уровнем социального и науч­но-технического развития страны, ведущими архитектурно-художественными воззрениями, природными и национальными особенностями, охватывает сложный комплекс об­щественно-экономических, строительных, эстетических, экологиче­ских, санитарно-гигиенических ас­пектов. Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярная планировка (прямоугольная, радиально-кольцевая, веерная и т. д.), учет мест­ных условий (рельеф, растительность, водные объекты, роза ветров и т. д.), создание архитектурных ансамб­лей, ландшафтная архитектура и т. д.

Уже в древности с IIIII тыс. до н. э. в Индии, Египте, Месопота­мии делались первые опыты регуляр­ного Г. (прямоугольная сеть улиц, разбивка города на кварталы, элементы благоустройства); в Древней Греции выделялись композиционные центры города (акрополь, агора), была созда­на стройная система застройки сво­бодных территорий (гипподамова система); Древний Рим распростра­нил принципы регулярного Г. на ог­ромные территории Европы, Азии и Африки. В средние века преоблада­ла радиально-кольцевая структура, с укреплением (замок., кремль, цита­дель), городским собором, торговой площадью в центре, кривыми узкими улицами, плотной застройкой и кон­центрическими поясами укреплений. С эпохи Возрождения в Европе раз­рабатывается теория Г., новые при­емы организации городских ансамб­лей (площадь Капитолия в Риме, 16 в., архитектор Микеланджело; площадь Сан-Пьетро в Риме, 17 в., архитектор Лоренцо Бернини), про­екты идеальных городов (Антонио Филарете, Винченцо Скамоцци), пла­ны крупных дворцово-парковых ан­самблей (римские виллы 16—18 вв.;

Версаль, 17—18 вв.); в Г. 18 — нач. 19 в. организовывались большие пространства с открытыми площадями (площадь Согласия в Париже, 18 в., архитектор Жак Анж Габриель), пря­мыми магистралями, парками. Эти новшества нашли отражение в интен­сивной застройке русских городов 18 — 1-й трети 19 в. (архитекторы И. К. Коробов, П. М. Еропкин, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, О. И. Бове, В. П. Стасов).

Интенсивное развитие промыш­ленности и транспорта, быстрый стихийный рост городов вызвали в кон­це 18 и особенно в 19 в. хаотичность плотной застройки городов, размеще­ния в них предприятий, складов и транспортных линий, это создает порой контраст между благоустроен­ными центрами и перенаселенными окраинами. Отдельные опыты рекон­струкции центров (Большие Бульва­ры в Париже, 1859—1896; Рингштрассе в Вене, 1856—1888) лишь усилили эти контрасты. В 20 в. кри­зисные явления в городском строи­тельстве вызвали развитие теорий, предлагавших кардинальное измене­ние принципов Г.: урбанизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье (создание новых типов крупных зданий и новых прие­мов их размещения в большом горо­де), дезурбанизм (рассредоточение застройки идеи города-сада и го­рода-спутника). Внедрение в Г. принципов «современной архитекту­ры» позволило провести в 1920— 1930-х гг. строительство современных городов (Хилверсюм в Нидерландах, Уэлин в Англии), рабочих поселков, комплексов дешевых жилищ с функ­циональной планировкой, выгодной ориентацией зданий, озелененными участками, комплексами социально­го, культурного и бытового обслужи­вания. В СССР, где создавались оригинальные теории Г. («развиваю­щийся город» Н. А. Ладовского, «поточно-функциональная схема» Н. А. Милютина), были построены новые города (Запорожье, Магнито­горск, Комсомольск-на-Амуре) и на­чата реконструкция Москвы, Ленин­града, Харькова, Баку, Еревана и дру­гих крупных городов.

После второй мировой войны осо­бенно интенсивно шли восстановле­ние и реконструкция городов (Лон­дон, проект 1944, архитектор Патрик Аберкромби; Гавр во Франции, 1947—1956, архитектор Огюст Пер ре; Роттердам в Нидерландах, 1946—1960), строительство новых городов (города-спутники в Англии и Шотландии; Бразилия в Бразилии, с 1957, архитектор Лусиу Коста; Чандигарх в Индии, 1951—1956, архи­тектор Шарль Эдуар Ле Корбюзье); выдвигались теории динамично раз­вивающегося города («экистика» гре­ческого архитектора К. А. Доксиа диса, предложившего строительство городов вдоль транспортных путей, метаболизм Кэндзо Тангэ и других японских архитекторов, уподобив­ших город растущему дереву, и др.). В СССР восстановлены и реконстру­ированы Волгоград, Минск, Киев, вновь выстроены Норильск, Братск, Навои, Рустави, Шевченко, в значи­тельной мере реконструированы Мо­сква, Ленинград, Ташкент, Алма-Ата и многие другие города: характерные черты комплексная застройка мик­рорайонов средствами развитой стро­ительной индустрии, разделение жи­лых и промышленных зон путем вы­ведения промышленных зон за пре­делы города.

ГАВИТ ГАЖА ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР ГАЛЕРЕИ ЖИВОПИСИ ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРИСТ ГАЛЛЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ ГАММА ГАНЖИР ГАНОСИС ГАНЧ ГАРБХА-ГРИХА ГАРГУЛЬЯ ГАРМОНИЯ ГАРНИТУР ГАРНИТУРА ГВИРГВИНИ ГЕЗАМТКУНСТВЕРК ГЕЛИОГРАВЮРА ГЕММА ГЕНИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНА­МЕНТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГЕРАЛЬДИКА ГЕРБ ГЕРМА ГЕРОИЧЕСКОЕ ГЕШТАЛЬТ ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ГИГАКУ ГИДРИЯ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ ГИПЕРРЕАЛИЗМ ГИПОСТИЛЬ ГИПОТРАХЕЛИЙ ГИППОДАМОВА СИСТЕМА ГИППОКАМП ГИПСЫ ГИПЮР ГИРИХ ГИРЛЯНДА ГЛАВА ГЛАВНАЯ TОЧКA СХОДА ГЛАДИЛКА ГЛАЗУРЬ ГЛАСИС ГЛИПТИКА ГЛИПТОТЕКА ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ГЛУХАЯ РЕЗЬБА ГОБЕЛЕН ГОЛОГРАФИЯ ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОПУРАМ ГОРГОНЕЙОН ГОРЕЛЬЕФ ГОРИЗОНТ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ГОРОД-САД ГОРОД-СПУТНИК ГОСТИНЫЙ ДВОР ГОТИКА ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОХУА ГРАБШТИХЕЛЬ ГРАВЁР ГРАВИРОВАНИЕ ГРАВЮРА ГРАВЮРА НА КАМНЕ ГРАДАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬ­ТУРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГРАНИЛЬНИК ГРАТТАЖ ГРАТУАР ГРАФИКА ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ ГРАФИЧНОСТЬ ГРАФФИТИ ГРАФФИТИЗМ ГРАФФИТО ГРАФЬЯ ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ ГРИДНИЦА ГРИЗАЙЛЬ ГРИФЕЛЬ ГРИФОН ГРИФОНАЖ ГРОБНИЦА ГРОТ ГРОТЕСК ГРОТЕСКИ ГРУНТ ГРУНТОВКА ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ГУАШЬ ГУЛЬБИЩЕ ГУЛЬДАСТА ГУМБАД ГУН-БИ ГУРТ ГУРХАНА ГУСЁК ГУТНОЕ СТЕКЛО ГУТТЫ ГЭР ГЮЛИСТАН

версия для печати