Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА


ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА  теория, история и методология дизай­на. Термин «техническая (или инду­стриальная) эстетика» первоначально (до всеобщего распространения тер­мина «дизайн») обозначал деятель­ность в тех областях проектирования материального мира, которые позже ассоциировались с концепцией «
in­dustrial design», т. е. «охудожествле­нием», или эстетизацией индустри­альных объектов и промышленных интерьеров. С 1960—1970-х гг. под Т. э. стали понимать комплексную науку о дизайне, «дизайноведение»; она включает два больших раздела: теоретико-исторический, занятый изучением проблем эргономи­ки (взаимоотношений человека с тру­довым процессом и машиной), искус­ствоведения, истории, социологии и других дисциплин в приложении к вопросам происхождения, функцио­нирования и дальнейшего развития дизайна в промышленности и социу­ме, и методический, включающий набор рекомендаций и правил, непо­средственного проектирования объек­тов и ситуаций, подлежащих осуще­ствлению методами дизайна, в мето­дике которого (особенно промышлен­ных объектов) первостепенное значе­ние имеют объемное моделирование и опытная проверка (на макетах и моделях) заложенных в проекты идей и принципов.

В обоих разделах Т. э. начиная с 1950-х гг. все более важную роль играют эргономические исследования как теоретического, так и экспери­ментально-практического характера, т. е. определение психофизиологиче­ских параметров и возможностей оп­тимального функционирования объекта. Тем не менее в сфере «indus­trial design» после господства чисто научного подхода к проектированию и определению качеств формы в по­следнее время все большее значение имеют художественная интуиция и принципы формообразования, опира­ющиеся на эстетические критерии. Это определяет появление сменяю­щих друг друга «дизайн-стилей», изу­чением и прогнозированием которых также занимается теоретический раз­дел Т. э., используя синтез искусствоведческих методов анализа (в т. ч. и т. н. «формальной эстетики») и методов социальной психологии. К об­ласти Т. э. относится теория обуче­ния дизайнеров.

ТАБЕРНАКЛЬ ТАБЛЕТКА ТАЙ ТАК ТАКА-МАКИ-Э ТАКИЯ ТАЛИК ТАМБУР ТАМБУР ТАНГИР ТАНКА ТАОТЭ ТАТАМИ ТАУКИ ТАУШИРОВКА ТАФТА ТАХОТО ТАШИЗМ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТЕАТРОН ТЕЗИС ТЕКЕМЕТ ТЕКСТИЛЬ ТЕКТОНИКА ( ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕ­МЫ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ТЕМА ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИ­ЦИЯ ТЕМПЕРА ТЕНЕВАЯ ГЛАЗУРЬ ТЕНИЯ ТЕНЬ ТЁПЛЫЙ ЦВЕТ ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ТЕРЕМ ТЕРМЫ ТЕРРАКОТА ТЕРРАСА ТЕРРАСНАЯ ЗАСТРОЙКА ТЕРРАСНЫЙ ПАРК ТЕТРАКОНХ ТЕХНИКА ТЕХНИКА СКУЛЬПТУРЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ТЕЧЕНИЕ ТИМ ТИМПАН ТИПАЖ ТИПИЗАЦИЯ ТИПИЧЕСКОЕ ТИПОГРАФИКА ТИРАЗ ТИСНЕНИЕ ТИТУЛ ТКАЧЕСТВО ТОБОЛЬСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ ТОВАРИЩЕСТВО ТОВАРНЫЙ ЗНАК ТОКОНОМА ТОН ТОНАЛЬНОСТЬ ТОНДО ТОНИРОВАНИЕ ТОНО ТОНОВАЯ ГРАВЮРА ТОР ТОРАНА ТОРГОВЫЕ РЯДЫ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР ТОРЕВТИКА ТОРЕЦ ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ ТОРИИ ТОРС ТОРУС ТОРЦОВАЯ ГРАВЮРА ТОСКАНСКАЯ БАЗА ТОСКАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТОУМАНИ ТОФЕТ ТОЧЕНИЕ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТРАВЕЯ ТРАВЛЕНИЕ ТРАГИЧЕСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТРАДИЦИЯ ТРАНСАВАНГАРД ТРАНСЕПТ ТРАНСПАРАНТ ТРАПЕЗНАЯ ТРАФАРЕТ ТРЕЛЬЯЖ ТРЕХЧЕТВЕРТНАЯ КОЛОННА ТРЕЧЕНТО ТРИГЛИФ ТРИГЛИФНО-МЕТОПНЫЙ ФРИЗ ТРИКОНХ ТРИПТИХ ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ КОЛОННА ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА ТРИУМФАЛЬНЫЙ КРЕСТ ТРИФОРИЙ ТРОМП ТРОН ТРОФЕИ ( ТРОФЕЙ ТРОХИЛ ТРОЯНКА ТУГРА ТУМБА ТУМБОЧКИ ТУМУЛОСЫ ТУС-КИЙИЗ ТУШЬ ТФИЛИН ТХАТ ТЬЕРСЕРОН ТЭНСЮ ТЮРБЕ ТЯБЛО ТЯГА ТЯНИВА ТЯНОЮ ТЯСИЦУ ТУРУНДЖ

версия для печати