Выставочный проект Фидаиля Ибрагимова, Любови Савельевой и Надежды Уваровой «Узы творчества» в усадьбе Кусково

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 15 февраля - 19 марта  2023 года
Место экспонирования: Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Кусково», павильон Эрмитаж (Москва, ул.Юности, 2, стр.13)

Выставка представлена работами семьи известных московских художников, академиков Российской академии художеств Л.И. Савельевой и Ф.А. Ибрагимова (1938-2020), а также их дочери Н.Ф. Уваровой. Особый склад мышления, глубоко личностное видение и безошибочное чувство природы материала позволяет говорить о творчестве этих мастеров, как об особой странице в истории современного искусства.
Заслуженный художник Российской Федерации Фидаиль Мулла-Ахметович Ибрагимов является классиком отечественного декоративно-прикладного искусства, чьи произведения во многом определили развитие отечественного художественного стеклоделия второй половины ХХ - начала ХХI вв. В начале творческого пути он проявил себя неутомимым экспериментатором с ярким индивидуальным почерком. Будучи хорошим рисовальщиком, автор увлекся гравировкой и под руководством опытных мастеров освоил традиционные способы нанесения рисунков. Позже начал экспериментировать с техникой глубокого гравирования, и это позволило не только работать с изображением и сюжетом, но и с пластической формой. К числу выдающихся произведений, выполненной в технике глубокого гравирования, относится представленная на выставке декоративная форма «Минотавр».
Интерес к пластике обусловил обращение автора к созданию скульптурных произведений в технике моллирования и методом выдувания в форму. К ним относятся экспонируемые композиции «Антик» и «Торсы», «Ники Олимпийские» и скульптура «Ника Самофракийская». Отдельным направлением в творчестве Ф.М.-А. Ибрагимова стала работа с оптическим стеклом. В таких произведениях как «Думы» и «Девушка и смерть» автор демонстрирует исключительное понимание свойств материала, виртуозное владение техникой гравировки и достигает выдающихся объемно-пространственных эффектов.
Член Президиума и академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства Российской академии художеств Любовь Ивановна Савельева с одинаковым успехом воплощает свои замыслы в стекле и керамике, графических листах и живописных полотнах, пишет стихи. На выставке представлена «стихографика» — стихи Любови Ивановны. В них объединенные в единое целое, дополняющие друг друга авторские стихи и изображения соединяются в символичные образы, трансформируются в новую художественную форму.
В разные годы художник экспериментирует с разными техниками и жанрами, работает над серийными предметами для производства, ищет собственный почерк и индивидуальные художественные решения. В середине 1970-х годов в ее искусстве появляется новая форма художественной выразительности – объемные пространственные композиции и объекты. В них удивительным образом автор запечатлевает пространственную среду, микрокосм. Дополняя прозрачные формы живописными изображениями людей и природы, помещая изображения внутрь пластических объемов из прозрачного и полупрозрачного стекла, автор передала собственное ощущение себя, своих героев, как части вселенной, единого целого со всем мирозданьем. Это направление представлено на выставке такими композициями как «Ветер» и «Воздух».
Обратившись к скульптуре, Л.И. Савельева создает объемные произведения и композиции, в равной степени виртуозно овладевает приемами пластического языка в стекле и керамике, в каждом из материалов достигает невероятной выразительности и эмоционального напряжения. Художнице удается соединить глубоко личностные переживания и общечеловеческие темы, через оптику своего видения передать разнообразную гамму чувств и общих чаяний. Таковы представленные работы «Мысль о мире», «Ангел, сложивший крылья», «Преодоление», «Молчание».
Произведения Надежды Фидаилевны Уваровой представляют сложную технику создания украшений из бисера, зеркала и стальных нитей. Экспозиция содержит более ста пятидесяти предметов из фондов музея и коллекции автора. На выставке представлены украшения из бисера, зеркала и металла, выполненные в различных техниках. Их отличает нарядность, колористическая сдержанность, использование сложных многодельных текстур и большого количества мелких элементов. В основе творческого метода автора – продуманность, тщательность исполнения и любовь к экспериментам с разными материалами.
На основе релиза Музея
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати