«Частная коллекция». Выставка шелкографии академиков РАХ из коллекции Константина Кузьминых во Владивостоке

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 1-31 октября 2021 г.
Место проведения: АртЭтаж (Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 25/Океанский проспект, 9).

Отделение УСДВ РАХ представляет выставку шелкографии из коллекции заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств Константина Кузьминых «Частная коллекция». История коллекции относится к концу 1980-х годов. В 1987 году в доме творчества Союза художников России «Сенеж» была создана шелкографская мастерская, которую возглавил Борис Бельский. К. Кузьминых работал на даче как живописец, но заинтересовался шелкографией, возможностями этой техники, как авторской уникальной. В ней изображения создают чернила, прошедшие на печатную поверхность сквозь сетчатую форму, сделанную из тонкой ткани, плотно натянутой и прикреплённой к металлической или деревянной раме. На поверхности создаётся трафарет — области, непроницаемые для печатной краски. Наиболее распространённый современный метод подготовки формы — перенос рисунка с прозрачной плёнки на фоточувствительную эмульсию. Сетку покрывают тонким слоем эмульсии, наносят рисунок, после чего помещают в экспозиционный модуль с ультрафиолетовым излучением. Фрагменты рисунка блокируют воздействие света на поверхность сетки, а эмульсия вокруг изображения затвердевает. Фотослой под рисунком остаётся мягким и смывается водой. Подготовленную форму крепят к доске на столе для трафаретной печати, а по всей поверхности изображения наносят слой краски, которая равномерно проходит на печатную поверхность сквозь сетку в тех местах, где нет фотоэмульсии. В творческих заездах участвовали молодые художники всего Советского Союза, в их числе академик РАХ Александр Ястребенецкий (Петербург), Ия Гигошвили (Тбилиси), Сергей Дидык (Таллин) и др. Сегодня это маститые художники. По традиции участники заезда обменивались оттисками, так было положено начало большой коллекции, которая позже пополнилась репринтами художников старшего поколения, таких как академик РАХ Таир Салахов, действительный член РАХ Май Митурич, сделанных в мастерской Сенежа. Делались оттиски, приезжал художник и подписывал каждый экземпляр. После 1990-х мастерская прекратила свое существование. Позже Борис Бельский создал мастерскую шелкографии при Российской академии художеств, где можно было обучиться секретам этой сложной техники. Работы академиков РАХ Б. Бельского и А. Ястребенецкого были подарены в память о Сенеже. В 2000-х К. Кузьминых возродил традицию всероссийских выставок, которые в советский период посвящались отдельной теме либо отдельному виду искусства. Таким проектом явилась «Шелкография России», в которой впервые целостно были представлены произведения, вошедшие в нынешнюю выставку в «Артэтаже». Что касается шелкографий самого К. Кузьминых, они являются уникальными произведениями, так как к этому опыту больше не возвращался. Искусствоведы высоко оценили художественный уровень работ, в основу которых легла система природной символики, содержащаяся в орнаментах северных народов, несущих интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. В частности, искусствовед В. Кандыба писал: «...внутренне жива, декоративна и архитектонична абстракция К.Б. Кузьминых, кристально прозрачная, проницаемая и доступная восприятию каждого».

Пресс-релиз УСДВ РАХ






версия для печати