Региональная выставка «Дальний Восток. Графика» в Красноярске

 

Другие выставочные залы


Время проведения: 3 - 30 марта 2020 года
Место проведения: выставочный зал «Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской Академии художеств».
Адрес: г. Красноярск, пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 197.

Вход свободный. Торжественное открытие 3 марта 2020 года в 17:00.
Выставка «Дальний Восток. Графика» в залах Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске представляет творчество художников Владивостока, Хабаровска, Магадана и Якутска. Это состоявшиеся в области графики мастера, чей почерк узнаваем и дает представление о характерных чертах регионального графического искусства.
В графике Сергея Черкасова, Лидии Козьминой и Маши Шебеко из Владивостока проявлен образ побережья и территории с трансграничной ментальностью. Сергей Черкасов, известный в советский период мастер книжной иллюстрации, книги которого получали награды всесоюзных конкурсов искусства книги, в последние годы много работает в живописи. Вместе с тем, графика осталась для С. Черкасова той областью, в которой лучше всего выражается натура автора. В легких, прозрачных акварелях он запечатлевает черты Владивостока и пригорода, в котором прожил много лет (одна из серий акварелей создана в зоопарке в Садгороде). Город на берегу океана близок автору по ощущениям: влажный воздух, туман, разреженный цвет неба в весенний день требуют особого владения материалом. Повторяющиеся мотивы вырастают в устойчивый - черкасовский – образ Владивостока, очень поэтичный и далекий от урбанистического ритма.
Лидия Козьмина в графике выразительно соединяет мотивы европейской и азиатской культур, использует устойчивые символы, характерные для полифонического контекста территории, исконно относимой к азиатской части мира. Ее графические листы говорят о близком знакомстве автора с ментальностью этого региона. Мотивы работ, написанных в результате натурных впечатлений от Китая, получили распространение в ряде последующих произведений. Не менее устойчивой символикой наполнены листы, созданные в качестве визуальной ассоциации с местом проживания художницы. Морские раковины, звезды, ежи являются не столько обитателями моря, сколько персонажами окружающего художницу пространства. В графике Л. Козьмина идет на эксперименты, смешивая различные техники, используя элементы коллажа для получения фактурных и смысловых эффектов.
Маша Шебеко (Холмогорова), не впервые представляющая в залах УСДВ РАХ свои произведения, в этой выставке участвует с принципиально новым материалом – сериями иллюстраций к книгам, что говорит о ней как об одаренном и очень перспективном иллюстраторе. Тираж «Азбуки Дальнего Востока» уже выпущен и пользуется невероятной популярностью у библиофилов-поклонников авторской иллюстрации. Работа над следующей книгой «Животные и птицы в городе» также уже закончена. Маша использует технику акварели, создавая фотографически точные образы птиц, животных, воссоздавая дальневосточную тайгу и тундру, будучи максимально достоверной в следовании натуре, что особенно ценно, если говорить о том, что как иллюстратор она работает для научно-популярной книги.
Графика Хабаровска представлена тремя авторами: Николай Холодок, Андрей Тен и Михаил Гусельников. Они определяют лицо своего города, славящегося традициями худграфа - факультета Дальневосточного педагогического института (сегодня Педагогический институт Тихоокеанского гуманитарного университета). Из их стен вышли и авторы, представленные на выставке, а Николай Холодок сегодня преподает в университете на кафедре дизайна. Он является мастером книжной иллюстрации, экслибриса, классической линогравюры. Художник обладает острым чувством пространства и ритма. Его работы отличаются индивидуальной стилистикой. В выставке представлена серия графических листов, посвященная Хабаровску, городу, который издавна называли в хорошем смысле слова купеческим, подразумевая широту и укорененность образа жизни. Н. Холодок подчеркивает значимые места города, памятники, фиксируя его образ в сознании зрителя.
Андрей Тен один из самых интересных дальневосточных графиков, занимающихся тиражной экспериментальной графикой, графическим дизайном, работой в театре. Его образы связаны с многомерным миром, в котором реальное переплетается с театральной условностью, и уводят зрителя в вымышленное автором пространство. Графика А. Тена отличается тональными нюансами, богатством эксперимента в сочетании техник и применении самых неожиданных материалов в фактурной проработке листа.
Михаил Гусельников в течение многих лет успешно работает в технике офорта. Он использует технику сухой иглы, монотипию, позволяющую интересно реализовать авторский замысел. Его работам свойственно созерцательное настроение, а персонажи несколько условны, пребывая в некоем философском пространстве, созданном автором, который создает визуальный образ, в том числе и под влиянием поэтических строк. Один из циклов его работ посвящен стихам И. Бродского.
В графике Константина Кузьминых выражено проявляется свобода в поисках художественных средств, которая объясняется не только творческими устремлениями, но и универсальностью внутреннего культурного багажа. Он обращается к созданию метафизического образа, знака, что становится основным художественным методом при широком тематическом диапазоне. Система природной символики, лежащая в основе орнамента северных народов, несущего интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, стала основой серии произведений в технике авторской шелкографии, о которой дальневосточный искусствовед В. Кандыба писал: «внутренне жива, декоративна и архитектонична абстракция К.Б. Кузьминых, кристально прозрачная, проницаемая и доступная восприятию каждого. Смотреть ее — большое удовольствие: она вобрала в себя уже некогда найденную первоискусством пропорциональность и гармонию».
Якутская графика по праву считается одним из самых интересных явлений в дальневосточном изобразительном искусстве. Устойчивые традиции в этой области складываются во второй половине ХХ века (цикл статей, посвященный графике Якутии второй половины ХХ-начала ХХI вв., специально для журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока» подготовила специалист в этой области, научный сотрудник Национального художественного музея Саха (Якутии) Г. Г. Неустроева, он будет опубликован в № 2-3). Эти традиции связаны с национальным укладом жизни, фольклорным началом. Современные авторы продолжают линию, сложившуюся в прошлом веке. В их интерпретации национальная ментальность получает новое воплощение. Д. Бойтунова, Е. Третьяковой, М. Рахлеевой, И. Шадрина, М. Старостина, Г. Решетникова, Т. Шапошниковой, Б. Осипова оживает большое пространство самобытной земли, где есть место конкретному и обобщенному. Представленный якутскими авторами цикл произведений, созданных в последние годы, содержит пейзажи, сюжетные композиции, концептуальные работы, в которых отражен типизированный образ северного человека и северной земли.
Выставка в залах Регионального отделения УСДВ РАХ стала возможной благодаря Приморскому, Хабаровскому отделениям Союза художников России, региональному отделению «Союз художников Якутии», антикварной галерее «Раритет» (Владивосток), личным усилиям Н. С. Акишкина, Н. В. Хрустовой (Хабаровск), В. Н. Амыдаева (Якутск).
Региональное отделение УСДВ РАХ




версия для печати