27 января - Международный день памяти жертв Холокоста

 

27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста, установленный Генеральной Ассамблеей ООН. Именно в этот день советскими войсками были освобождены узники нацистского лагеря смерти Освенцим.

В 2005 году в Израиле был открыт памятник, посвященный жертвам Холокоста. Автор – народный художник России и Грузии, президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели. Этот памятник, посвященный еврейским узникам концлагерей, передал в дар Израилю Президент РФ В. В. Путин во время своего официального визита. Памятник установлен перед зданием парламента Израиля. Годом ранее в Одессе была установлена авторская копия памятника. 

Данью памяти жертвам всех бесчисленных казней и расстрелов, учиненных фашистами, стала и скульптурная композиция «Трагедия народов», созданная З.К.Церетели для мемориала на Поклонной горе в Москве.
Эти произведения – горестное напоминание нынешним и грядущим поколениям о страшной цене в битве Добра и Зла, сотрясавшей ХХ век.




«"Холокост" Зураба Церетели»

В Израиле, в Иерусалиме установлен памятник евреям, жертвам нацизма работы Зураба Церетели.
Холокост... То, что сотворили нацисты и их пособники в отношении евреев – едва ли не самое чудовищное преступление, какое допустило человечество в ХХ веке. Параноидальная, не имеющая никаких обоснований ни в истории, ни в религии, ни в науке об этносе идея о расовом превосходстве, навязанная нацизмом народу Германии; утверждение путем насилия и развязывания войн своего якобы «права» на порабощение, унижение и эксплуатацию «низших рас» принесло всем народам Европы неисчислимые бедствия, миллионам русских, поляков, украинцев, белорусов, чехов, французов, сербов – мучительную смерть. Но в отношении евреев расовая доктрина нацизма доходила до такого извращения, такого немыслимого садизма, о котором почти невозможно думать. Евреев не должно было быть на земле! Уничтожению подлежал весь народ – каждый человек, в чьих жилах течет еврейская кровь: старики, женины, дети...

... Дядя моей подруги, еврей по национальности в первые дни войны ушел на фронт; его семья оказалась на оккупированной территории Крыма. Жена его была русской; трехлетняя дочурка, круглолицая голубоглазая Аленка походила на мать; у нее были шансы выжить. Но нашлись «добрые люди», донесли оккупантам, что отец девочки еврей. И малышку повесили. Очевидцы рассказывали, как обезумевшая от ужаса мать бежала за телегой, на которой везли ее трехлетнюю дочку на казнь..

Бывают люди с повышенной чувствительностью к физической боли: малейшая царапина причиняет им страдания. Зураб Церетели обладает повышенной чувствительностью к боли душевной, ко всему, что волнует, трогает, задевает людей в нашем беспощадном мире, и, будучи художником «милостью божьей», неукоснительно следует своему призванию: отражает, воплощает в искусстве то, что переполняет его сердце, владеет мыслями, предстает глазам в зримой пластической форме. Творит – и отдает свои творения людям.

Он не остается равнодушным ни к угрожающему распространению СПИДа, ни к трагедии Нью-Йорка, ни к горю Беслана, ни к жестокой памяти войны, создает мемориальный ансамбль на Поклонной горе в честь фронтов и флотов, подпольщиков и партизан, тружеников тыла 1941-1945 годов. Ваяет, пишет, воскрешает в скульптуре и на холсте, в бронзе и эмали величественные образы Ветхого и Нового завета и фигуры «маленьких» простых людей, создает памятники великому поэту Иосифу Бродскому и генералу Де Голлю – 9 мая герой Франции встал в Москве часовым на площади своего имени.

Иных раздражает такая душевная щедрость художника – не потому ли, что слишком редко она встречается в наш прагматичный расчетливый век и далеко не каждый из нас способен как Зураб Церетели с такой самоотдачей отзываться на призывы времени, так заинтересованно и остро переживать все, что происходит в мире – и всенародные праздники, и всенародную боль? Чудовищные преступления тоталитаризма против человечности не отпускают его от себя, вновь и вновь возвращается мастер к этой мучительной и скорбной теме. В светлые дни шестидесятилетия Победы над нацизмом, озаренные чувством бесконечной благодарности к тем, кто принес миру спасение от самого страшного ада, какой только порождала история, мог ли Церетели не думать о трагедии холокоста – квинтэссенции мирового Зла? Его скульптура, подаренная от имени России Израилю – не просто дружественный политический акт, приуроченный к визиту в Израиль Владимира Владимировича Путина. Это «крик души» художника, с беспощадной к самому себе честностью передавшего страшную, переворачивающую душу сцену казни, вечно стоящую перед его духовным взором. Люди. Живые люди – отец, мать, мальчик, беззащитные в своей наготе, отрезанные от мира колючей проволокой концлагеря... Отнято все – оставлено лишь данное Богом тело да клочок заваленной камнями мертвой земли... Через секунду будет отнято и это. Мать в последнем порыве безграничной любви застилает ладонью сынишке глаза, чтобы не видел он направленного на него дула автомата. Говорят, последнее впечатление с особой остротой запечатлевается в сознании умирающего, не оставляет в посмертном существовании... Так пусть же в свой смертный миг ощутит ребенок не холодное дыхание убийцы, а нежное тепло материнской руки... Мало у кого из жителей Израиля, выходцев из Европы, из бывшего Советского Союза не осталось близких и родных – в Саласпилсе близь Риги, в Бабьем Яре близь Киева, в безымянных рвах Симферополя и Кишинева... Каждый израильтянин может увидеть в фигурах монумента Церетели именно их, своих отцов, матерей, братьев, сестер в последние мгновенья их жизни. Ничего не придумал скульптор, так все и было в действительности: палачи деловито раздевали догола обреченных, обривали головы – каждая детская рубашонка, каждый женский волос утилизировались, шли на нужды Рейха... У грузина Церетели нет родных в Бабьем Яре. Но не понаслышке знает он о концлагерях и жертвах беспощадных тоталитарных режимов ХХ века. И в его семье были репрессированные, расстрелянные... Тем острее переживает он трагедию холокоста – саднящую, не утихающую боль каждого честного человека Земли.

Александр Твардовский оставил замечательное стихотворение о войне: о них – павших и нас – живых: Я знаю, никакой моей вины, В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, – Речь не о том, но все же, все же, все же... Не сомневаюсь: тревожное веление совести, чувство неоплатного долга перед погибшими двигало рукой Зураба Церетели, когда он всего себя, всю силу своего таланта и мастерства отдавал памятнику, воздвигнутому на земле Израиля в дни шестидесятилетия Победы, в светлые дни Пасхи, Пейсаха – праздника исхода и воскресения.

М.А.Чегодаева, газета «Культура», 2005 год.






версия для печати