Выставка «Современная болгарская живопись» в МВК РАХ

 

Сроки проведения: 02.10.2003– 26.10. 2003
Место проведения: МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели( Пречистенка,19).

Выставка «Современная болгарская живопись» - одна из интереснейших в ряду масштабных экспозиций, демонстрируемых в Москве в рамках «Дней болгарской культуры в России» и представляющих основные грани искусства этого старейшего балканского государства.

Выставка организована при участии Российской академии художеств, Министерства культуры Российской Федерации, министерства культуры Республики Болгария, Российского Фонда культуры, Форума «Болгария-Россия».

Около 100 произведений 36 ведущих мастеров нескольких поколений составили экспозицию яркую, разнообразную и очень цельную. Она организована таким образом, что, характеризуя творчество каждого из авторов, создает достаточно полное представление об особенностях, уровне и основных тенденциях развития современного изобразительного искусства этой страны.

История болгарского искусства, насчитывающая более 1000 лет, блестяща и трагична одновременно. Высочайшие его взлеты с роковой неизбежностью чередовались с длительными периодами творческого «затишья». После испытаний турецким и византийским владычеством, фашистским режимом, благодаря прочной исторической памяти, внутренней силе, человечности, искусство Болгарии вновь возрождалось, сохраняя всю свою самобытность. Средневековая стенопись и керамические иконы, пронизанная пафосом борьбы за национальную независимость живопись эпохи болгарского Возрождения, искусство 1920-1940-х годов, суровая романтика и героика которого оставила след в душе не одного поколения, составили замечательные страницы мировой культуры.

Многообразие тем, богатейшая палитра живописно-пластических исканий характерны для болгарской живописи конца века XX. Прочно связанное с национальными корнями, ассимилируя и осмысляя новейшие пластические искания, болгарское искусство наших дней развивается чрезвычайно активно, внося свой неповторимый вклад в развитие мирового художественного процесса.

В экспозиции объединены произведения мастеров, начало творческого пути которых пришлось на 1950-1960-е годы и художников следующих поколений. Именно тогда, в 60-е годы, обозначились основные тенденции новейшего искусства Болгарии. С.Русев, подлинный классик болгарской живописи, уже самыми первыми своими работами заявил о праве на собственное живописное «я», отличное от официальных стереотипов. Творчество этого выдающегося мастера, известное во всем мире, отличает драматизм мироощущения, философичность, глубинная связь с национальной традицией, сочетание классического владения формой и современного понимания чисто изобразительных проблем - проблем композиции, колорита, пластики.
Представленные на выставке произведения других крупнейших мастеров того же поколения поражают удивительной способностью авторов открывать для реализации своих творческих замыслов все новые пути, новые сферы в неисчерпаемом мире живописи.
Разноплановое творчество К.Тасевой, которая обращается в своих произведениях к самым трагичным моментам истории своей страны, образам деятелей национального возрождения, автора великолепной серии портретов молодых современников, представлено монументальными по характеру пейзажами. Они написаны в свойственной художнице свободной, широкой манере, в напряженном колорите. Эти работы, созвучные во многом авторскому циклу национальных пейзажей, ассоциируются с эпической поэмой о мощи мира: природы и человека, существующих в неразрывном единстве.
К самым глубинным основам жизни обращается в произведениях, представленных на выставке, Х.Стефанов. Его многоплановое творчество, воплотившее разнообразные этапы художественного постижения бытия мастерами его поколения, отличает метафоричность образного строя, своеобразная поэтика. В строгих, прочувствованных ритмах, особом свечении чистых, почти спектральных цветов, через преображение формы стремится выразить автор свое знание о мире, свою философию.
Своеобразно звучит национальная, фольклорная тема в работах, представленных признанным мастером Д.Кировым. Присущая авторскому стилю экспрессия, напряженность, импульсивность, всегда притягательная в станковых и монументальных его работах, обращает на себя внимание и на сей раз. «Древо жизни», «Икона», «Воскресение» - в этих произведениях, выразительных по композиции, интенсивных по пластике, цвету, словно сконцентрированы все грани его творчества, боль души, думы, искания.

Работы известных художников А.Драгушану, Р.Скорчева, художников-философов, уводят нас в мир самых глубоких авторских раздумий о жизни, в сферу прозрений, предчувствий, в ту область неведомого, где личное и всеобщее сливаются воедино.

Творчество этих признанных мастеров, увенчанных многочисленными престижными наградами и званиями, остается остро современным и служит камертоном для их молодых коллег.

В работах художников следующих поколений, условных, символически многозначных, цвет, пластика, ритм играют первостепенную роль. Экспрессивность и красочность обнаруживают их глубинную связь с традицией. Национальное, «корневое» проступает в произведениях этих мастеров, порой, самым неожиданным образом. Например, в сходстве ландшафта, увиденного сверху, с лоскутным половичком или в сочетании в одной работе живописи и аппликации, в особом характере декоративности произведений.

Художники обращаются к темам мировой истории и культуры, строя сложные ассоциативные связи между прошлым и настоящим. В стремлении к наиболее полному воплощению своих творческих замыслов, они изобретают оригинальную технику (Г.Ковачев), используют игру текстуры холста (Д.Чолаков). Основывая изобразительное решение своих полотен на контрасте трепетных, выразительных по форме цветовых пятен (П.Бонев) или вариациях тонких нюансов цвета (И.Коцамунски), прочувствованных пластических ритмах, художники словно уподобляют живопись музыке. Они уходят от конкретики, документальности к опосредованности выражения. Неисчерпаемость содержательных и декоративных возможностей классической формы, традиционной фигуративности, демонстрируют работы Д.Минчевой.

Произведения болгарских мастеров - своеобразное свидетельство их постоянного стремления к совершенству, к обретению живописной «формулы» мира или собственной личности. Каждая из работ - концентрация достижений, открытий художников, определенный итог многолетних творческих усилий и одновременно - очередная проба сил перед следующим рывком в неизведанное.


Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств



Возврат к списку

версия для печати