Выставка произведений Светлина Русева в МВК РАХ
Сроки проведения: 29.09.2003 – 26.10.2003
Место проведения: МВК РАХ Галерея искусств Церетели (Пречистенка,19)
Российская академия художеств совместно с Министерствами культуры Российской Федерации и Республики Болгария, а также Российским Фондом культуры в рамках Дней Болгарской культуры в России представляют выставку произведений народного художника Болгарии, почетного члена Российской академии художеств, член-корреспондента венского Кюнстлерхауса, члена итальянской академии «Медичи», Салонов Д’ Отон в Париже и «Ника-кай» в Токио, известного болгарского живописца профессора Светлина Русева.
Творчество С. Русева отмечено стремлением к монументализму, суровой простоте композиции и усилением экспрессивной роли цвета. Многофигурные композиции, портреты, пейзажи, монументальные росписи художника - это постоянный поиск духовного начала и неустанная попытка каждый раз заново философски осмыслить действительность. В экспозиции представлены живописные произведения, выполненные мастером за последние два десятилетия, а также серия акварельных рисунков, над которой работал художник в течение этого года.
С. Русев родился в г. Плевен 14 июня в 1933 году. В 1959 году окончил Софийскую академию художеств по специальности - живопись. Он учился там у крупнейшего болгарского художника, профессора Дечко Узунова, благодарность к которому за уроки мастерства он сохранил надолго. На формирование целого поколения молодых художников значительное влияние оказал также Стоян Сотиров. Уже первые работы С. Русева заявили о нем как о самостоятельном художнике, наделенном большим дарованием и высокой живописной культурой.
С 1961 года он принимает участие в многочисленных болгарских и зарубежных художественных выставках. Персональные выставки прошли в разных городах на родине художника, а также в крупнейших городах Европы и Америки. Его участие в них было отмечено высокими наградами, среди которых - награда им. Владимира Димитрова-Майстора, награда им. Кирилла Петрова, государственная награда «Паисий Хилендарский», а также зарубежными призами - приз «Петер и Иренэ Людвиг», приз «Габриель Оливье»( Монако) и др. Классик болгарского изобразительного искусства, отмеченный по случаю своего 70-летия высшим орденом страны «Стара Платина», отказался принять эту награду в силу того, что этим вниманием был обойден поэт Константин Павлов, « чье неподкупное творчество выдержало проверку временем».
С 1973 по 1985 год С. Русев возглавлял Союз болгарских художников, а с 1985 г. в течение нескольких лет являлся директором Национальной художественной галереи Болгарии. В 1985 г. С. Русев подарил родному городу Плевен большую коллекцию современного и классического болгарского, а также восточного и африканского искусства.
Для С. Русева естественной потребностью является постоянное обращение к национальной истории, к ее переломным моментам:
борьбе против оттоманского ига, национальному возрождению, антифашистскому восстанию 1923 г., что нашло отражение в полотнах «За свободу», «Сентябрь 1923 г.», «Клятва», «Воины Самуила», « Народ прощается с патриархом Евтимием» и многих других.
Композиции Русева на исторические темы всегда связаны с непреходящими ценностями в национальной истории и национальным самосознанием. Он взывает к человеческой памяти и предлагает современникам помнить свое прошлое. Как правило, художник раскрывает суть события через характеры, внутренние психологические коллизии, он создает обобщенные образы - символы, посредством которых раскрывает нравственное звучание опоэтизированной трагической темы. Стремясь к глубокому, предельному лаконизму и четкости в передаче событий, художник каждый раз находит новое композиционное, пластическое и колористическое решение. Многие его монументальные композиции заключают в себе особую торжественность и величие момента, одухотворенность людей.
Художник обращается к тем или иным событиям разных времен в зависимости от их внутренней связи поставленными психологическими задачами. Отдавая дань истории, художник не забывает и о современной жизни. В таких работах, как «Стадион Сантьяго де Чили», «Ястребино. Урок истории» С. Русев обращается к недавнему прошлому, проводя аналогию между событиями далекой и близкой истории. В своем творчестве немало внимания художник уделял мирной жизни теме труда, хлеба.
Стремясь добиться большей выразительности образа, С. Русев в своих работах объединяет архитектонику построения и пластичность с контрастным звучанием цветовых пятен, штриховой рисунок - с живописной фактурой. Аллегорическая образность его полотен нередко позволяет воспринимать однофигурную композицию как скульптурную группу.
В каждом произведении художник стремиться найти новое решение композиционного пространства, выделяя цветом, светом, самой структурой живописных мазков основную идею картины. Решая сложную пластическую задачу, он почти лепит цветом объемы. Яркость цвета, его полутона и цветовые нюансы имеют основополагающее значение, являясь выражением определенной творческой концепции.
Мастеру подвластно многое. В своем стремлении достичь предвечную сущность откровения и вызвать сопереживание он удивительно точно и убедительно пишет сложные для передачи состояния души человека, которые нашли отражения в названиях самих работ: «Предчувствие», «Раздумье», «Пиета», «Ожидание» и др.
В экспозицию вошел монументальный триптих «Размышление» - своего рода аллегория судьбы, начало и закат земного удела человека с фантомными фигурами, уходящими в небытие. Рас¬положение фигур на полотне, ритм их построения и мощный яркий красный фон, способствующий скульптурной объемности выделения фигур, придают картине эпическое звучание.
Творчество Русева отмечено усиленным вниманием к личности человека, его эмоциональным переживаниям, психологическому строю. Он раскрывает внутреннее состояние героя через пластику формы, колорит, ритм, остроту характеристик или неожиданный ракурс, как, например, в картине «Пиета».
Прекрасный рисовальщик, С. Русев создал серию портретов своих близких, друзей, духовно родственных ему людей, представителей творческой интеллигенции, своего рода собирательный образ духовной элиты общества: художников Д. Узунова и К. Петрова, писателя Б. Райнова и скульптора В. Емайнуловой, скрипача М. Минчева, прорицательницы Ванги и других, в которых запечатлена обнаженность души и характер человека. В экспозиции представлены портреты Нешки Робевой, Иордана Радичкова, Васила Барака, для которых характерна тенденция к большей тональности, к колориту со сдержанной цветовой гаммой при контрастном звучании фона. Особой одухотворенностью отмечен озаренный внутренним светом, ведущий через страдания к возвышенному свету души образ прорицательницы Ванги.
Художник постоянно развивает пластическую моделировку формы, делая ее еще более напряженной, глубже раскрывающей философскую и психологическую значительность образа, как например, в работе «Дом престарелых», где безмолвные фигуры обретают звучность благодаря удивительному дару мастера делать невидимое зримым. В работах из цикла «Слепцы» художник то активно подчеркивает объем головы, то лишь выявляет пластику основных черт, иногда позволяя форме слиться с фоном. Он также использует прием подчеркивания контрастным цветом отдельных частей формы.
В состав выставки вошли также графические работы, представленные серией обнаженных моделей, отмеченных удивительной деликатностью в трактовке образов.
Под кистью С. Русева в таких работах, как «Пейзаж в красном», «Пейзаж в белом», «Пейзаж из Кижи», оживает его родная земля. Мощные , экспрессивные пейзажные композиции, наделенные определенной степенью конкретности и достоверности и вместе с тем данные художником в обобщенной трактовке, являются ярким свидетельством его любви к родной Болгарии, к истории и культуре своего народа.
Его мощный дар монументалиста с убедительной силой раскрылся в работе над росписью храмов «Андрей Первозванный», Св. Елена в Калифорнии, построенный на средства балерины Натальи Макаровой, и «Св. Петка Болгарская» в Рупите, недалеко от места рождения прорицательницы Ванги, которая вынашивала идею строительства храма в течение десяти лет. Осенью прошлого года был построен белоснежный храм на личные сбережения прорицательницы и спонсорские взносы. По просьбе Ванги его внутренние своды, притвор и стены расписал С. Русев. В стенописи этого храма художник разработал и реализовал свою новаторскую концепцию религиозного искусства. Инициатива Ванги вызвала неоднозначную реакцию, потому что, по мнению церкви, храм был построен в нарушение установленных канонов, его нетрадиционная архитектура напоминала проекты конструктивистов.
Имя Светлина Русева широко известно в мире, его произведения украшают собрания крупнейших музеев, художественных галерей и частных коллекций Болгарии и многих зарубежных стран.
Со времени экспонирования предыдущей выставки С. Русева в Москве прошло несколько десятилетий, поэтому новая встреча с творчеством этого большого мастера доставит почитателям его таланта истинное удовольствие.
Управление информации и рекламы РАХ
версия для печати