Эдуард Штейнберг «Если в колодце живет вода...» в ММОМА

 

Московский музей современного искусства


Дата проведения: 7 февраля — 19 марта 2017 года
Место проведения: ММОМА, Гоголевский, 10/2

Куратор: Наталья Смолянская
Архитектор: Сергей Ситар

Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Российская академия художеств, Московский музей современного искусства при генеральной поддержке Фонда Михаила Прохорова представляет персональную выставку почетного академика РАХ Эдуарда Штейнберга «Если в колодце живет вода...», приуроченную к 80-летию со дня рождения художника.
Проект в ММОМА покажет графические работы, которые ранее не выставлялись — рисунки, акварели, гуаши и коллажи, большая часть из которых находится в коллекции семьи Штейнберга. Экспозиция охватывает практически все периоды творчества художника, с 1960 года до последней работы автора, созданной в 2011 году, и знакомит зрителя с новым, «неканоническим» образом мастера. Выставка повествует не только о Штейнберге в роли классика геометрической абстракции, но показывает и все разнообразие творчества художника. Особое внимание уделяется формированию специфики его языка, на примерах тех трансформаций, которые претерпел Штейнберг в процессе своего развития. Собрание работ, выполненных «легкими» материалами, и архитектурное решение экспозиции позволяют рассмотреть авторские приемы и методы в контексте философского осмысления мира художником и его жизненного пути.
В соответствии с концепцией куратора Натальи Смолянской, архитектор проекта Сергей Ситар разделил экспозиционное пространство на шесть тематических блоков: «Почвенничество», «Экзистенциализм», «Метафизический натюрморт», «Дневники», «Метагеометрия» и «Синтез», каждый из которых шаг за шагом расшифровывает воззрения художника на мир и искусство, исследует пути его становления. Важно рассказать зрителю, чем была для автора идея почвенничества и как он пришел к экзистенциальному осмыслению судьбы своего поколения и себя.
Эдуард Штейнберг говорил, что творца должна питать история его страны со всеми ее проблемами. Почвенничество, в понимании Штейнберга, — это органичная целостность, объединение людей одной культуры, независимо от их социального положения, и в соединении с другими культурами. При таком объяснении и собственном ощущении «оставшегося за полями художественной практики с ее иерархией и темпом», художник приходит к экзистенциальному переживанию существования жизни.
Раздел «Метафизический натюрморт» показывает переходный этап в творчестве мастера: трансформацию объектов, составляющих натюрморт, в абстрактные символы. «Дневники» прослеживают, как художник в своем творчестве реагирует на факты повседневности: например, в «поминальных записках» это переживание опыта утраты. «Метагеометрия» демонстрирует авторский метод геометрической абстракции, которая возникает как следствие духовного импульса, отражает мир чистых форм. Раздел «Синтез» дает возможность понять специфику художественного языка Штейнберга в соединении жизненной практики и духовных поисков.
До выставки в ММОМА российский зритель мог видеть в некотором смысле конечный результат художественной грамматики мастера, итог поисков своего пути. Проект «Если в колодце живет вода...» представляет кураторское исследование становления художественного языка Эдуарда Штейнберга и его демонстрация.
При поддержке Фонда AVC Charity к открытию выставки был выпущен каталог и книга Е. В. Барабанова о творчестве Э. Штейнберга — «Метагеометрия художника Штейнберга».

Эдуард Штейнберг (3 марта 1937, Москва — 28 марта 2012, Париж). Родился в семье поэта и переводчика Аркадия Штейнберга. Большое влияние на формирование художника оказал отец и его окружение в Тарусе, в котором особую роль играл Борис Свешников.
Объем работ начального периода творчества Штейнберга, в том числе, экспонируемых в ММОМА, показывает, насколько интенсивно проходило самообразование художника, хотя первая персональная выставка совместно с Владимиром Янкилевским состоялась только в 1978 году.
В годы перестройки парижский галерист Клод Бернар вывел творчество Штейнберга в международный контекст. С 1990-х годов художник жил и работал в Париже и Тарусе.
Работы находятся в многочисленных публичных собраниях, среди которых: Национальный Музей Современного Искусства Франции (Центр Помпиду), Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, Музей современного искусства (Висбург, Германия), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фонд Колодзей Арт (Нью-Джерси, США), а также частных коллекциях Ротшильда (Париж, Франция), Георгия Костяки (Греция) и многих других.

Подробнее: ММОМА




версия для печати