«Время следов на песке» Фотовыставка Захара Коловского

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


29 марта 2016 года в залах МВК РАХ Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке, 19 состоится открытие выставки фотографии почетного члена Российской академии художеств, Заслуженного работника культуры РФ Захара Коловского «Время следов на песке».

З.М.Коловский  родился в 1956 г. В 1984 г. окончил Ленинградский политехнический институт, в 2000 г. – Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, факультет теории и истории искусства. С 2002 г. и по настоящее время возглавляет Государственный музейно-выставочный центр «РОСФОТО» в Санкт-Петербурге. В качестве куратора и экспозиционера осуществил более 100 выставочных проектов. Продолжая работать как художник, З.Коловский создал следующие серии работ: «Окна», «Электорат», «Линии», «Корабельная архитектура», «Аварийное всплытие», которые считает в своей творческой биографии наиболее значимыми. Его персональные выставки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Риге, Загребе и других российских и зарубежных городах.
Для фотохудожника Захара Коловского фотография  выступает, прежде всего, как материал для всевозможных художественных экспериментов. Приемы, к которым он прибегает в своих работах, - совмещение в изображении, наложение разных планов и придающий необыкновенную динамику и выразительность прием умножения кадра, выносящий произведения за рамки фотографического искусства, сближая его с кинематографом.
Работы З.Коловского  находятся в собраниях Государственного Русского музея, Центрального военно-морского музея, Государственного центра современного искусства, Московского Музея Современного искусства (ММОМА), Латвийского Национального художественного музея, в частных коллекциях. 

«Сначала я хотел назвать статью «Недокументальная  фотография Захара Коловского». Тому есть все основания: работа автора выказывает  почти программное отсутствие всего того, что требуется от документалистики. Ничего от «Магнум»: ни событийности, ни фактуры факта, «сквозь» которую репрезентируется явление... Фотовизуальность у Коловского жаждет легитимизировать свою достоверность: ничего привнесенного, сочиненного, отвлеченного...
В контексте творчества Коловского – это опыт вживания в течение времени, документация этого течения. Какими средствами? Прежде всего –работой со следами ( или – следами) процессуальности. Всем, за чем стоит течение времени: тенями, трассами пешеходных маршрутов, шириной кромки тающего снега…
Как же точнее определить поэтику фотообразов Коловского? Я, для себя, выбираю следующее название: медитативно-документальная фотография.
... Я бы мог сравнить позицию автора с охотничьей – часами высиживать, выслеживать, выманивать «натуру». Но в слове «охотничий» есть коннотации присвоения, добывания. Арт-практика художника свободна от этих обременений. Позиционирование «по Коловскому» означает смиренное растворение в природных процессах.
Движение тени, размеры квадратика света вокруг водопроводного крана, трепетанье занавесок, - автор ищет свои визуальные характеристики временным церемониалам. Он работает сериями, но часто – одиночными кадрами. Всё равно, мышление палимпсестично: отдельное изображение готово развернуться на составляющие. А серийные – сложиться в единичное. Любимый прием палимпсеста у Коловского отработан на мотиве следа – на снегу или на песке. Шаг на шаг, маршрут на маршрут, цепочка следов на цепочку… Отдельный момент – пейзажные работы Коловского. Он любит делать панорамные и одновременно приближенные к зрителю снимки деревьев и растений. Его интересуют лесные заросли  и пшеничные поля, травостой, – момент цветения, колошения, выметывания, - по сути дела, всё  то же упоение процессуальностью  живого».
Из  статьи А.Д. Боровского

«Долгое время доминировавший в искусстве вообще, да и в фотографии в частности устойчивый миф о приоритете идеи, «придумки»  в художественной практике ослабевает, и мы снова переходим от «верования» к «видению». Происходит возврат к значимости визуального, созерцательного восприятия, когда условная художественная пространственность будет противостоять литературности и натурной предметности.
И примером тому - представленные здесь работы.
Первое ощущение: традиционная эстетика и визуальная культура свободно существуют в рамках сегодняшнего современного искусства; художественная стратегия, фотографическая практика автора полностью подчинены сосредоточенному, внимательному, сдержанному, несуетливому восприятию внешнего мира. 
В этих работах нет ни «модернистских» изобразительных курьёзов и переполненных «значимостью» социальных комментариев, ни повествовательного рассказа, ни следов актуальных, радикальных явлений сегодняшнего искусства. В них есть ясная система выстраивания пространственных свето-цветовых структур.
Автор, соединяя множественные точки зрения-восприятия, подчиняя их целостному решению, выявляет новые смыслы использования фотографических приёмов.
Характерная мультипликативность, серийность, кажущаяся панорамность представленных работ - это не фрагментация увиденного. Это процесс отражения одного целостного  сложного мировосприятия, его граней, это мир с разных точек зрения».
Из статьи В.Орлова

«…Плоскости, уходящие вдаль, или прозрачные на просвет. Плоскость-пространство залива, плоскость-пространство лужайки или пустоши, плоскость-пространство городской площади, перекрестка, подворотни. Плоскость-пространство небес, этот голубой шатер сверху, покрывающий водную гладь, городской пейзаж, луговое разнотравье.  
В этих водах заливов и рек, в парках и лесах, на опушках и городских клумбах как будто ничего не происходит. Словно  все события уже случились. Войны пронеслись над этими городами, осени да зимы уже заморозили и обездвижили растительность, прохожие как будто по инерции продолжают двигаться кому куда надо… Восторги и надежды, энтузиазм человеческих масс, ужас и отчаяние  этих же масс в осажденном городе,  новые надежды и новые разочарования  ушли в историю. Остались травы на опушке, ветви деревьев на фоне неба, одинокая бутылочка на причале.  Остались  СЛЕДЫ – на песке, на снегу, на асфальте. 
Только не надо думать, будто петербургский мастер Коловский – это какой-то меланхолический певец малокровия. Фотографии у него – строгие и холодноватые, как сталь. Искусство в такой форме, в такой стадии – это искусство высокой степени закалки. Оно уже впадает, как в ересь, в неслыханную простоту».
Из статьи А.Якимовича «Пристальный взгляд. Фотографии Захара Коловского»
Выставка продлится до 17 апреля 2016 года.
Управление информации РАХ

СМИ о выставке:
Музеи России.«Время следов на песке». Фотовыставка Захара Коловского





версия для печати