Елена Патлажанова "Прочтение образа"

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)



ЕЛЕНА ПАТЛАЖАНОВА
«ПРОЧТЕНИЕ ОБРАЗА»
Живопись, скульптура

3 - 28 сентября 2014 года

Вернисаж - 2 сентября 2014 года

Живопись Елены Патлажановой суперэнергична: крупные мазки, сложные колористические пассы, больших размеров холсты. Следуя внутренней органике, она выстроила логическую последовательность шагов в обретении своей манеры, своего права на уникальность авторского высказывания.
Художник экспериментирует в нескольких живописных направлениях. Классические натюрморты, холсты в духе неоабстракционизма и экспрессионизма, отголоски фовизма наполняют ее творчество витальной силой.
Елена разработала свой авторский метод, она использует его при  работе над изображением человека. Из пластилина лепится фигурка-трансформер, которая фиксируется на бумаге или холсте в различных ракурсах, затем выбирается наиболее выразительная поза.
Если в живописи идет работа по преодолению цветовой массы, по созданию эмоционального настроя, то в скульптуре -  по преодолению твердого камня, по высеканию из него объема-образа.  Приобщение к ваянию произошло на скульптурном симпозиуме в Хуннебостранде в Швеции в 1997 году. С тех пор этот "шведский Барбизон" стал местом постоянных творческих экспедиций Елены Патлажановой.  Здесь она создает скульптуру и работает в живописи, участвует в выставках, проводит мастер-классы, делится опытом и находится в тесном творческом общении с художниками разных стран.  Суровый неподатливый гранит во многом определил характер созданных ею в Швеции произведений: они ассоциируются с архаичными формами.
Тектоническая сущность композиций, согласованное соотношение образных и формообразующих аспектов имеют принципиальное значение для ее произведений, будь то  живопись, скульптура или стенопись.
Архитектура всегда привлекала Елена. Истоки этого интереса - в  детских впечатлениях. Она родилась в Москве, в районе, спроектированном отцами авангардной архитектуры 1920-х годов. Эстетика конструктивизма близка ей, она восхищается постройками современного архитектора-минималиста А.Сиза Вийера.
Поступление в  Московское высшее художественно-промышленное училище (б.Строгановское) на отделение монументально-декоративной живописи вполне закономерно.  Работа в творческих коллективах с выдающимися российскими мастерами стала для нее высококлассной школой приобщения к профессии. Затем  были самостоятельные произведения в архитектуре общественных и частных зданий.
Франсуаза Саган писала: "Всем известно, что слушая новую музыку или пробуя новое блюдо, насыщаешься не открытиями, а сравнениями и воспоминаниями". Произведения Елены приглашают к сотворчеству, к игре воображения и интеллекта.     Цветовые симфонии, фигуры в сложных изломах, трагически запрокинутые головы, полихромные и монохромные натюрморты, символические сюжеты…
Ее творчество – «открытая форма» для зрителя и для нее самой.  Художник Елена Патлажанова - в пути.








версия для печати