«ОДИНОКИЙ СТРАННИК» Коломан Сокол.
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)
Российская академия художеств, Словацкий институт, Галерея города Братиславы представляют выставку «Одинокий странник. Коломан Сокол». Открытие состоится 8 июля 2014 года в 16.00 в Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка,19). Экспозицию составят 77 графических произведений мастера разных лет.
«Я путешественник, родом с Земли, и поэтому моя работа на Земле не исчезнет» - писал словацкий художник, один из создателей словацкой и мексиканской школ графического искусства Коломан Сокол (1902-2003). Он учился сначала в многонациональных словацких Кошицах в Школе рисунка Евгения Крона, затем в пражской Академии изобразительных искусств (AVU), где имел возможность познакомиться с актуальными тенденциями европейской, современной ему графики. Постепенно в нем родился виртуозный рисовальщик, отточился его экспрессивный почерк, он создал большое количество драматических произведений, офортов, которые привлекли внимание и специалистов, и широкой общественности. В 1932 году Сокол вошел в объединение «Голлар» (SCUG Hollar), представлявшее крупнейшее направление в чешском искусстве 20-30 годов ХХ века - социально-ориентированную графику.
В 1937 году Коломан Сокол получил приглашение мексиканского правительства на обучение студентов графическим техникам в Национальной школе пластических искусств при Мексиканском университете (Мехико), но вскоре по семейным обстоятельством покинул Мексику и уехал в США. В 1946 году он возвратился в послевоенную, уже социалистическую Чехословакию и преподавал в Братиславе в Словацком техническом университете и Университете Коменского, получил в 1947 году Национальную награду в области искусства, в 1948 из-за несогласия с культурной политикой проводимой властью уехал сначала в Париж на свою выставку в Галерее Руш-Хуншель, а затем в США, где и остался навсегда.
Найдя однажды свой стиль, Сокол не ограничился им, он постоянно экспериментировал. Последняя графическая работа была создана им в 1954 году, все своё дальнейшее творчество Коломан Сокол посвятил живописи и рисунку. В творчестве художника специалисты отмечают несколько периодов, каждому из которых свойственна своя живописная манера, свой пластический язык, как, например так называемый «кабурабский» период, продолжавшийся с 1964 года и до начала 1970-х годов. Тогда мастер перешел от изображения мира в его телесной материалистичности к воплощению собственного духовного мира, мира, который он создал в своем воображении – Кабурабе и которому соответствовал его собственный язык «Camiliano Sarto Urumba».
В последний период творчества, после 1976 года, художник размышлял над важными общечеловеческими вопросами, говорил о темных сторонах человеческой души и очистительном катарсисе, началось его движение к большому синтетическому произведению. В эти годы создано большое количество многофигурных композиций картин, посвященных его семье, нередко в его творчестве возникали образы животных - лошадей и его любимых собак.
На выставке «Одинокий странник Коломан Сокол» из 77 работ девять экспонируются впервые - это «Быки» (около 1952), «Без названия (1953, Женщина в профиль I)», «Без названия (1953/1970, Женщина в профиль II», «Кабураба» (1964), «Женщина с быками» (1966/1977), «Вспугнутые статуи» (1966/1976), «Мужчины их Тацубы» (1970), «Король с всадниками» (1972/1978), «Dom Quijote» (1976). Кроме того, впервые представлен портрет « Негр» (1929) из частной коллекции.
Жизнь в искусстве для Коломана Сокола была дорогой, идя по которой он искал не признания, а собственной, пусть и одинокой правды.
Выставка продлится по 17 августа 2014 года.
«Я путешественник, родом с Земли, и поэтому моя работа на Земле не исчезнет» - писал словацкий художник, один из создателей словацкой и мексиканской школ графического искусства Коломан Сокол (1902-2003). Он учился сначала в многонациональных словацких Кошицах в Школе рисунка Евгения Крона, затем в пражской Академии изобразительных искусств (AVU), где имел возможность познакомиться с актуальными тенденциями европейской, современной ему графики. Постепенно в нем родился виртуозный рисовальщик, отточился его экспрессивный почерк, он создал большое количество драматических произведений, офортов, которые привлекли внимание и специалистов, и широкой общественности. В 1932 году Сокол вошел в объединение «Голлар» (SCUG Hollar), представлявшее крупнейшее направление в чешском искусстве 20-30 годов ХХ века - социально-ориентированную графику.
В 1937 году Коломан Сокол получил приглашение мексиканского правительства на обучение студентов графическим техникам в Национальной школе пластических искусств при Мексиканском университете (Мехико), но вскоре по семейным обстоятельством покинул Мексику и уехал в США. В 1946 году он возвратился в послевоенную, уже социалистическую Чехословакию и преподавал в Братиславе в Словацком техническом университете и Университете Коменского, получил в 1947 году Национальную награду в области искусства, в 1948 из-за несогласия с культурной политикой проводимой властью уехал сначала в Париж на свою выставку в Галерее Руш-Хуншель, а затем в США, где и остался навсегда.
Найдя однажды свой стиль, Сокол не ограничился им, он постоянно экспериментировал. Последняя графическая работа была создана им в 1954 году, все своё дальнейшее творчество Коломан Сокол посвятил живописи и рисунку. В творчестве художника специалисты отмечают несколько периодов, каждому из которых свойственна своя живописная манера, свой пластический язык, как, например так называемый «кабурабский» период, продолжавшийся с 1964 года и до начала 1970-х годов. Тогда мастер перешел от изображения мира в его телесной материалистичности к воплощению собственного духовного мира, мира, который он создал в своем воображении – Кабурабе и которому соответствовал его собственный язык «Camiliano Sarto Urumba».
В последний период творчества, после 1976 года, художник размышлял над важными общечеловеческими вопросами, говорил о темных сторонах человеческой души и очистительном катарсисе, началось его движение к большому синтетическому произведению. В эти годы создано большое количество многофигурных композиций картин, посвященных его семье, нередко в его творчестве возникали образы животных - лошадей и его любимых собак.
На выставке «Одинокий странник Коломан Сокол» из 77 работ девять экспонируются впервые - это «Быки» (около 1952), «Без названия (1953, Женщина в профиль I)», «Без названия (1953/1970, Женщина в профиль II», «Кабураба» (1964), «Женщина с быками» (1966/1977), «Вспугнутые статуи» (1966/1976), «Мужчины их Тацубы» (1970), «Король с всадниками» (1972/1978), «Dom Quijote» (1976). Кроме того, впервые представлен портрет « Негр» (1929) из частной коллекции.
Жизнь в искусстве для Коломана Сокола была дорогой, идя по которой он искал не признания, а собственной, пусть и одинокой правды.
Выставка продлится по 17 августа 2014 года.
Управление информации РАХ
СМИ о событии:
Газета «Культура». Пора в путь-дорогу.
Музеи России. Одинокий странник. Коломан Сокол.
Ваш досуг. Одинокий странник. Коломан Сокол.
Афиша.Одинокий странник. Коломан Сокол.
ARCHITIME.RU. "Одинокий странник. Коломан Сокол".
voxxter.ru. Выставка "Одинокий странник" Коломан Сокол
АНН.Работы словацкого художника Коломана Сокола представят в Москве.
artguide. Коломан Сокол. Одинокий странник.
cultobzor. Коломан Сокол. Одинокий странник.
Газета «Культура». Пора в путь-дорогу.
Музеи России. Одинокий странник. Коломан Сокол.
Ваш досуг. Одинокий странник. Коломан Сокол.
Афиша.Одинокий странник. Коломан Сокол.
ARCHITIME.RU. "Одинокий странник. Коломан Сокол".
voxxter.ru. Выставка "Одинокий странник" Коломан Сокол
АНН.Работы словацкого художника Коломана Сокола представят в Москве.
artguide. Коломан Сокол. Одинокий странник.
cultobzor. Коломан Сокол. Одинокий странник.
версия для печати