Александр Рукавишников. Сечения.

 

Московский музей современного искусства



 
Выставка открыта: 6 февраля - 10 марта, 2013
Место проведения: Государственный музей современного искусства Российской академии художеств (Гоголевский бульвар, 10)

Потомственный скульптор Александр Рукавишников — автор знаменитых городских памятников Александру II, Фёдору Достоевскому, Юрию Никулину, Михаилу Шолохову, Муслиму Магомаеву, Иосифу Кобзону, Владимиру Высоцкому, Льву Яшину, Мстиславу Ростроповичу и другим.

Персональная выставка «Сечения» представляет Рукавишникова в ипостаси ироничного социального художника. В своих произведениях он препарирует обыденное сознание, общественные и интеллектуальные фетиши современной истории, которая предстает в качестве нескончаемого, застывшего в самом себе переходного периода.

Выставка «Сечения» предлагает зрителю интригующие пластические сюжеты, в которых реалистическая или формальная выразительность преобразует и обнажает привычную повседневность, словно в заинтересованном и анализирующем зеркале. Свободная фигуративность Александра Рукавишникова доносит до зрителя высказывание самого времени, звучащее из глубин отечественной истории и бескрайних российских пространств. Его произведения выстраивают в восприятии зрителя критическую дистанцию по отношению к привычной реальности, порой диагностируя ее как сюрреалистичную. Александра Рукавишникова интересует столкновения и разрывы реальности, которые он воплощает в неожиданных сопоставлениях материалов и форм. «Свободный реализм», как сам художник определяет свою стилистику, обеспечивает его произведениям убедительность не отдельного факта, но тотального выразительного языка

"Сечения" Александра Рукавишникова - фоторепортаж МК

 «Сечения»: выставка работ Александра Рукавишникова / Новости...

Телеканал Культура

- ‎06 февр. 2013 г.‎



 Газета «Завтра» / Салон / ...«Сечения» Александра Рукавишникова

 «Сечения»: выставка работ Александра Рукавишникова uenews.rucontent/news/133/11053

В Москве проходит выставка Александра Рукавишникова "Сечения"..."РГ"

.



Сергей Орлов «Сечения»
(Выставка Александра Рукавишникова)


«Сечения» – лаконичное и емкое название персональной выставки выдающегося российского скульптора, действительного члена Российской академии художеств Александра Иулиановича Рукавишникова. Выставка проходит с 6 февраля по 10 марта 2013 года в Московском музее современного искусства (Гоголевский 10).

Рукавишников – один из наиболее востребованных современных скульпторов. Широко известны созданные им памятники: Владимиру Высоцкому на Ваганьковское кладбище в Москва (1985), Михаилу Микешину в Смоленске (1985), Федору Михайловичу Достоевскому перед зданием Российской государственной библиотеки (1997), Владимиру Набокову в Монтре в Швейцарии (1997-1999), Василию Татищеву в Тольятти (1998), Юрию Никулину перед зданием цирка на Цветном бульваре, императору Александру II перед Храмом Христа Спасителя в Москве (2005), Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре в Москве (2007), Муслиму Магомаеву в Москве (2011), Мстиславу Ростроповичу в Брюсовом переулке в Москве (2012). Этот внушительный список лишь часть огромного творческого фонда художника. Он с равным успехом работает в монументальной и станковой пластике, создает живописные и графические серии, оригинальные образцы декоративно-прикладного искусства.

Уже в самом начале творческого пути Александр Рукавишников стал широко известным художником благодаря памятнику Владимиру Высоцкому. Скульптор выразил могучий мятежный дух поэта. Знаменитая песня «Кони» – это поэтическая исповедь Высоцкого. Рукавишников избрал ее как главный лейтмотив памятника. Герой изображен в бурном движении, словно разрывающим узы кратковременной жизни. За спиной поэта головы коней – вечная метафора необратимого бега времени.

Значимым этапом творческой биографии Рукавишникова была работа над памятником Микешину для Смоленска. Возник символический диалог во времени.

Рукавишников изобразил Микешина рядом с моделью созданного им знаменитого памятника «Тысячелетию России» в Новгороде (1862). Микешин – яркая артистичная личность. В своих монументах он совместил историческую документальность и творческую фантазию, талант архитектора и мастера многофигурных композиций. Но главное, он наглядно показал, что монумент открыт для выражения новых авторских идей, не скован канонами жанра, предполагает сложную инсценировку, объединяет скульптуру, архитектуру и театр.

Эти идеи преломились, трансформировались и получили мощное развитие в отечественной скульптуре последней трети ХХ – начале XXI столетий. В этом убеждают работы Рукавишникова последних лет. Он внутренне сформулировал идею памятника, как значимой вехи в непрерывном потоке времени.

Рубеж ХХ - ХХI столетий, несомненно, – переломная эпоха в истории отечественной культуры. Творчество Александра Рукавишникова в концентрированной форме выражает многообразие интеллектуальных поисков переходной эпохи.

Человек многогранного дарования, Рукавишников черпает художественные идеи в разных пластах мировой культуры. Создавая монументальные портретные памятники, он обращается к опыту европейской пластики середины-второй половины XIX столетия. В станковых композициях реализуется его страстная увлеченность культурами Дальнего Востока (Китай, Япония), ритуальным искусством первобытных народов, славянским фольклором, древнерусской скульптурой и живописью. Однако, к каким бы историческим источникам ни обращался художник, в каждой его работе ощутимо экспрессивное, действенное переживание современной жизни.

Новая грань творческой инициативы Рукавишникова – выставочный проект «Сечения». Название выставки абсолютно соответствует художественному методу Рукавишникова, он исследует реальность, рассекает оболочку материи, стремится достичь сути явлений.

Но «Сечения» – это также столкновения и разрывы реальности, всеобщий синтез субстанций, сплав противодействующих начал. Художник овеществляет свои идеи посредством разных, контрастных и созвучных пластических языков, охватывает огромный спектр метафор, символов, иносказаний. Активными художественными средствами становятся экспрессия, гротеск, приемы недосказанности, паузы, фрагмента.

Рукавишников постоянно экспериментирует, меняет стилистику, пластическая идея движется, трансформируется, овеществляется в многочисленных скульптурных сериях.

Выставка развернута как единый авторский проект, включающий большое количество произведений, созданных в период 1980-х – 2010-х годов. Экспозиция предстает как артистическое напряженное действо, в ней есть парадоксы и диссонансы, сечения и стыковки, туго стянутые узлы смыслов и яркие всполохи идей. Экспозиция обращена к каждому, активно воздействует, интригует, вдохновляет, никого не оставляет равнодушным.

Мощный призыв и «замковый камень» экспозиции – просторный центральный зал. Здесь развернута композиция, состоящая из скульптурных фрагментов, образующих единый пространственный образ. На фоне высокой стены горизонтальная черная перекладина распятия, рельефная Голова Христа, монументальная беломраморная кисть Руки Христа, пробитая металлическим древком.

Вечная тема Распятия решена эпически и строго. Лик Христа и ореол вокруг головы пронизаны объемными динамичными корпускулами. Фигура Христа невидима, нематериальна, преображена в поток света. Пространственная цезура становится действенным элементом композиции.

Другая знаковая скульптура – «Тюдоры» (2012) напоминает двухфигурную композицию Генри Мура «Король и королева». «Тюдоры» Рукавишникова – почти двойники. Они облачены в экстравагантные костюмы Тореадоров, но их внешний вид отнюдь не воинственнен.

Каждый зал – новая оригинальная драматургия, новый акт единого зрелищного действия. Пересекаются и множатся метафоры, смыслы, подтексты.

В одном из центральных залов сопоставлены природа и город.

Идея «Сечений» мощно выражена в скульптуре «Автобиографический мотив» (бронза, шамот, алюминий, мрамор, гранит, известняк, сталь, 1989). Треугольная геометрическая форма составлена из нескольких плотно сомкнутых рельефных фрагментов. Совмещены контрастные фактуры и материалы. Все вместе напоминает фантастический ландшафт, воспринятый с высоты птичьего полета. Абстрактные формы, силуэты горных цепей, ущелий, проливов, скоплений облаков. Воображаемый ландшафт отмечает высотную точку, с которой автору открывается универсальная панорама, эпическая картина природных стихий.

В композиции «Город победителя» (дерево. 2012). Рукавишников зеркально повторил название и образ известной картины Павла Филонова «Победитель города». Персонаж Рукавишникова восстает из земли как архаический пророк. Пробил час, и неведомая сила вызволила великана из кристаллических и каменных лабиринтов. Лик гиганта равен пространству города и концентрирует экспрессию сотен и тысяч лиц.

В общей экспозиции совмещаются несколько скульптурных серий:  «Языческие богини», «Воины», «Курильщики».

Серию «Вспоминая Ангелину» (бронза, 2012) Рукавишников посвятил своей матери, замечательной художнице Ангелине Николаевне Филипповой. Посвящение необычно – выражено как чудо восхождения к детству. Девочка играет с Коньком-Горбунком. Мир предстает благодатной волшебной игрой, реальное и сказочное неразделимы. Маленький конек ассоциируется с мечтой, сопутствующей человеку с детства и на протяжении всей жизни.

«Языческие богини» и «Воины» уверенно занимают фланговые залы экспозиции.

Инсталляция «Воины» (2000 – 2013) решена как единая пространственная конструкция на сборных металлических трубах. В стройные фаланги, шеренги и повышающиеся регистры выстроены бронзовые головы солдат всех времен, стран и народов. Здесь и яростный охотник каменного века, и персидские «бессмертные», греческие гоплиты и римские легионеры, японские самураи и монгольские всадники, средневековые рыцари, суворовские орлы, революционные матросы, солдаты Второй мировой войны. Энциклопедия суровых лиц, несгибаемых характеров, священных боевых шлемов. Мы встречаем военную историю глаза в глаза. Динамический эффект многократно усилен проецируемыми на стены всполохами звездных войн и кибернетических атак.

Серия «Языческие богини», – открытое поле воображения, создается с начала 1990-х годов. Художник ищет новый художественный лексикон, совмещает антропоморфные и зооморфные формы, контрастно сопоставляет эффектные материалы – белый мрамор, гранит, темную бронзу и светящийся алюминий.

Основываясь на фольклорные источники, Рукавишников создает неповторимый авторский пантеон. Могучие языческие богини вырастают как многоярусные башни. Каждый ярус – новый фрагмент и другой материал. Чередуются свет и тень, остов и оболочка, белый мрамор и темная бронза. В многоярусных богинях спрессовано время и зашифрованы события, им постоянно сопутствуют конь и птица.

Прообразом многочисленных богинь стала «Кострома» – интригующий персонаж, связанный с обрядами отмыкания весны, с культом плодородия и пробуждения растительного мира. Чудо-дева Кострома оживает подобно Осирису. В «Костроме» пробуждается дух эксперимента, и столь же экспериментальна вся «Языческая» серия Рукавишникова.

Неизменно притягательна для художника неисчерпаемая история России. В серии портретов исторических героев «Феофан Грек» (1977), «Сергий Радонежский» (1981), «Дмитрий Донской» (1982), «Александр Пересвет» (1983) Рукавишников обращается к традиции древнерусской деревянной пластики и иконописи. Воображаемые портреты становятся зримыми формулами благочестия, подвижничества, духовной стойкости. Мягкий округлый силуэт фигур, охристо-зеленоватые тона тонировки, просветленные иконописные лики.

Рукавишников мастер портрета. На выставке эта грань его творчества представлена портретами Энди Уорхола, Владимира Татлина (2012), и более ранними – Гоголя (1986) и Достоевского (1996).

Между работами станковыми и монументальными существует тесная связь. Портрет Достоевского построен на контрасте – голова пророка и беззащитное тело, скрытое под складками костюма. Портрет Достоевского создавался как самостоятельная композиция. В дальнейшем эта работа стала основой для памятника перед зданием Российской государственной библиотеки.

Выставка «Сечения» – значительное, масштабное явление современной культуры. Выставочный проект – неотъемлемая составляющая и продолжение многочисленных творческих инициатив Александра Рукавишникова. Искусство мастера предстает в развитии, динамике, пересечениях и синтезе идей.





ВЫСТАВКА АЛЕКСАНДРА РУКАВИШНИКОВА
на ГОГОЛЕВСОМ, 10.
Из комментариев К.В.Худякова


А. Рукавишников к сожалению довольно редко показывает свои работы в выставочных и музейных пространствах, не смотря на то, что в его студиях хранится не исчислимое количество его работ в различных техниках и жанрах. То , что представлено на выставке"СЕЧЕНИЯ" лично на меня  произвело невероятное, но вполне ожидаемое впечатление! Мастер в расцвете творческих (и как показывает огромное количество новых для меня работ) физических сил. Поражает невероятное умение сочетать в скульптурах казалось  бы не сочетаемые материалы, которые не смотря на свою разнородность, фактуру, пластичность и неизбежные при этом  ассоциации создают образ целостный и гармоничный! О природных пластических способностях художника, невероятной трудоспособности среди сведущих людей ходят легенды.   Основной    инструмент Рукавишникова  -  собственные волшебные руки, которые абсолютно послушны его чувствам и разуму и могут исполнить безукоризненно рождаемое в подсознании, как это  и положено у выдающихся мастеров.

Чрезвычайна удачна сама экспозиция, её ритмические, точно выверенные акценты, чувство меры. Художник одинаково хорош во всех представленных здесь жанрах -скульптура, графика-живопись, мелкая пластика, инсталляции. Да и сам Рукавишников с его необыкновенно деликатным, остроумным, обаятельным характером и поведением   является удивительным арте-фактом, вокруг которого клубится аура не виртуального, а реального легендарного, загадочного, непостижимого , бесконечно притягательного человека(   всё это к сожалению уж слишком соблазнительно для огромного количества людей, что отнимает у него много времени и сил). Художник, человек и уникальный педагог( а это вообще отдельная тема) из него получились блистательными во всех отношениях!




О выставке А.Рукавишникова «Сечения»
Заслуженный архитектор РФ 
Ржевский Валерий Николаевич

В начале февраля в Московском музее современного искусства открылась выставка произведений академика Российской академии художеств Александра Иулиановича Рукавишникова.
 
 На мой взгляд, это событие мирового масштаба, по своей значимости восходящее к выставкам больших мастеров. Мне оно напомнило далекие студенческие семидесятые, когда морозным солнечным днем в Москву приехала  выставка импрессионистов. И сегодня, спустя десятилетия, поднимаясь по мраморной лестнице старинного особняка на Гоголевском бульваре, переходя из одного зала в другой, мы, как новую книгу, страницу за страницей, открываем неисчерпаемый талант великого мастера, гениального художника современности Александра Рукавишникова. Обаятельный, красивый, мощный человек, замечательный педагог, обожаемый всеми студентами-суриковцами, скульптор от Бога, он знаком москвичам по многим своим работам:  будь то памятник Никулину, у цирка на Цветном бульваре, или Ростроповичу, на пересечении Елисеевского и Брюсова переулков.

На персональной выставке автор представил, кажется, всю  широкую палитру возможностей художника: это мелкая пластика и рельефы, крупные батальные композиции и тонкие, словно кружевные, скульптурные портреты.

Сложные объемно-пространственные  композиции поражают своей философией, как например, апофеоз выставки – серия «Войны», где раскрылся смелый эксперимент с различными материалами и поверхностями.
Живописно-графические произведения мастера обогащают и усиливают эмоциональное впечатление экспозиции, тщательно продуманной автором.
Несомненно, творчество Александра Рукавишникова – это новое слово в искусстве ХХI века.












версия для печати