«Космос Юрия Злотникова»

 

Московский музей современного искусства




Юрий Савельевич Злотников— сэтим именем связан целый этап развития российского современного искусства второй половиныХХ века. Вситуации культурной катастрофы, вызванной десятилетиями тоталитаризма, когда современное искусство было нелегитимным ипотеряло нетолько весь энергетический заряд авангарда, ноисам смысл понятия «современное», именно творчество Злотникова явилось тем спасительным мостиком, что связало художественные поиски послевоенного времени сдостижениями русской культуры первой четверти века.
«Сигнальная система» Злотникова, одно изкрупнейших иинтереснейших явлений отечественной истории искусства, обеспечило «прививку» идей русского авангарда ктой художественной традиции, ккоторой относятся ипроцессы сегодняшнего дня. Однако художественные открытия Юрия Злотникова связаны нетолько сознаменитой «Сигнальной системой». Достаточно рано осознавший невозможность широкой реализации тех эстетических принципов, которые вней заключались, Злотников напротяжении долгих лет, последовавших захрущевской «оттепелью», изыскивал инаходил возможность поддерживать свои произведения втом условно-проектном статусе, столь необходимом для подлинного модернистского искусства, неопускаясь додекоративности или цитатности. Его работы представляют собой оппозицию нетолько «правому» крылу советского искусства, отофициоза доразрешенного «молодежного» сюрреализма, нои«левому», нонконформистскому лагерю— как поколению «шестидесятников», так иболее позднему московскому концептуализму. Художник Юрий Савельевич Злотников преобразовал идонес донас тот жизнестроительный импульс модернизма, укоторого навсем протяжении советской истории ненаходилось широкого адресата. Исегодня, когда вактуальном российском искусстве вновь поднимается вопрос оформальном языке изображения, асживописи снимается ярлык маргинального явления, роль творческих достижений Злотникова трудно переоценить. Выставка состоит изчетырех условных разделов, отражающих широкий эстетический иэтический кругозор художника: «Человек», «Сигналы», «Космос» ипоследний этап, включающий работы самого недавнего времени— «Пространство ивремя». Вразделе «Человек» зритель сможет познакомиться сработами художника 1950-х — 1960-х годов, такими, как серией «Балаково», портретами иавтопортретами Злотникова, сциклом работ, посвященных городу, где родился ипровел жизнь художник— Москве.
Следующий раздел представит наиболее известные насегодняшний день произведения Злотникова, его шедевры 1957-1962 годов— «Сигналы», созданные запять самых свободных «оттепельных» лет советской истории. Вразделе, условно объединяющее название которого— «Космос», будут показаны произведения достаточно длительного периода, ссередины 1960-х доконца столетия, втом числе знаменитые полотна: триптих: «История», «Дантовские круги» и«Драматическая композиция», монументальные «Антитеза «Черному квадрату» К.Малевича и«Метафизическая композиция».Афинальным аккордом этой масштабной исторической ретроспективы станут многочисленные абстрактные работы последнего десятилетия, которые, несмотря насвой почти миниатюрный размер (величиной сальбомный лист) демонстрируют тотже масштаб художественного замысла, тотже космизм ивместе стем развернутость кчеловеку, которые определяют работы Юрия Савельевича Злотникова напротяжении вот уже почти 70лет творческого пути




версия для печати