Поэзия вещей. Выставка произведений Е. Е. Моисеенко (1916-1988) в Санкт-Петербурге

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ. (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Место проведения: Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ. (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)
Сроки проведения:22.04.2004 - 22.05.2004

Весной 2004 года, в Санкт-Петербурге, в Голубом зале музея Академии художеств, прошла выставка «Предмет и натюрморт», на которой представлены произведения одного из самых знаменитых отечественных художников ХХ века Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988). Натюрморт в творчестве художника - один из самых интимных жанров, в нем проявляется подлинная стихия чувств, выраженных в цвете, в изысканных линиях. Композиции из предметов или цветов у Моисеенко не только существуют как самостоятельные произведения, они присутствуют во всех его картинах и портретах как важная смысловая и эмоциональная составляющая. Чем старше художник становился, тем чаще он вновь и вновь обращался к изображению давно знакомых ему предметов, вникая в их непостижимую сущность, создавал целые поэмы из вещей неказистых, порой случайных. В конце шестидесятых годов в работах стал постоянно появляться восточный металлический кувшин с тонкой длинной ручкой и вытянутым кверху носиком. Его изысканная форма то подчеркивала красоту женской фигуры («Обнаженная», 1980 и «Сидящая натурщица», 1986), то становилась центром композиции натюрморта («Натюрморт с кувшином», 1986). Вазы, кувшины, декоративные тарелки, игрушки, мелкие сувениры, музыкальные инструменты, керосиновая лампа и старый вентилятор, стеклянная банка, кисти могли послужить импульсом к созданию лирической композиции, порождающей у зрителя многочисленные ассоциации и чувства. Например, представленный в экспозиции «Натюрморт с апельсинами», написанный в 1969 году, составлен из предметов, некогда современных и даже модных, и потому несущих отпечаток времени. Рядом с ярким декоративным блюдом изображена кружка, на стенках которой помещена тематическая роспись, представляющая праздничную демонстрацию. Рядом - мелкие сувениры и фрукты. Атмосфера народного гуляния тонко передана через предметы. Для художника жизнь предметов имела особый смысл. Так, в 1973 году в обычном музыкальном магазине художник приобрел три инструмента: скрипку, гитару и мандолину. С тех пор они стали его постоянной натурой, словно завораживали мастера своими формами. Музыкальные инструменты присутствуют почти во всех натюрмортах Моисеенко, написанных в семидесятые и восьмидесятые годы («Натюрморт с мандолиной», 1974, «Мелодия», 1988 и других). Они становились основой композиции или служили фоном, их формы художник вполне реально передавал или только слегка очерчивал. Их цвет также мог бесконечно меняться в зависимости от настроения и смыслового наполнения композиции. Натюрморты, представленные на выставке, и реальные вещи, на них изображенные и принадлежавшие художнику, хранятся в фондах музея. Единство экспозиции реальных вещей и их портретов вовлекает зрителя в прекрасный и добрый мир художника-лирика. Выставка была приурочена к Международному дню музеев.

Елена Литовченко

Журнал "ДИ" № 5-6, 2004



Возврат к списку

версия для печати