Выставка произведений В.Г. Старова в Санкт-Петербурге

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ. (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Место проведения: Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ. (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)
Сроки проведения:16.02.2005 - 09.03.2005 

В Тициановском зале Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская наб., 17) открылась выставка работ Народного художника России, профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Владимира Георгиевича Старова. В январе этого года художник отметил свое 80-летие. Вся жизнь В.Г. Старова связана с Академией художеств. Девятилетним школьником он стал участником международной выставки детского рисунка, экспонировавшейся в Москве, Париже, Лондоне и Оксфорде, после чего по личной просьбе И.И. Бродского, директора воссозданной в 1934 г. Российской Академии художеств, был принят в только что открытую в Ленинграде «Школу юных дарований» - нынешний Лицей им. Б. В. Иогансона.

Так рано начавшаяся творческая жизнь была прервана войной. С 1943 г. В.Г. Старов в действующей армии, на 1 Белорусском фронте. Был ранен. Имеет правительственные награды, в том числе орден Красной Звезды и медали «За отвагу», «За боевые заслуги». После демобилизации он возвращается в Институт и блестяще оканчивает графический факультет, преподавателем которого становится в 1960 г. В.Г. Старов художник разносторонний. Он станковист и иллюстратор, прекрасный рисовальщик и тонкий акварелист, работает в эстампе, главным образом в литографии, что почти неизбежно для человека много и темпераментно рисующего, а также в линогравюре, столь популярной в 60-е гг. с их социальным пафосом и формульным, плакатным языком. Однако, эти технические параметры – всего лишь средства, вероятно, наиболее адекватные для выражения художником своего видения мира. И здесь нельзя не сказать об органически присущем В.Г. Старову восприятии действительности через призму истории. Художник, начиная с диплома, работает тематическими сериями. Вот они: «1941-1945» (1958-1959), «Адмиралтейцы» (1964), «Моряки Балтики» (1965), «Народники» (1969), «Парижская коммуна» (1970-1971), «Сельская жизнь» (1973-1975), «Декабристы» (1975), «Век Х1Х – век ХХ» (1966-1994), «Мир планете Земля» (1983-1984), «Русь моя бедная» (1989-2003), вариации на темы Шекспира в цикле «Двое» (2001-2002).

Герои Старова представлены, как правило, в драматических коллизиях, обусловленных обстоятельствами большого масштаба. Это испытания личности на излом. В этом есть много личного, так же, как лично-пристрастным, бесспорно, является отношение художника к историческим судьбам России. Перед нами не часто встречающийся пример прямого и категоричного выражения автором своей гражданской позиции. Конечно, это лишь один из аспектов творчества В.Г. Старова, хотя и самой существенный, на наш взгляд. На выставке есть вещи умиротворяющие, проникнутые пронзительным ощущением душевного равновесия и покоя. В своей совокупности ряд представленных в экспозиции работ – а их около двухсот – позволит зрителю оценить масштаб таланта замечательного мастера, его характер и темперамент.
И еще, В.Г. Старову выпало большое счастье быть любимым своими студентами. Вот их пожелание: «Дай Бог, чтобы этот небольшого роста человек еще много лет шумел и удивлял всех своей огромной внутренней силой. Ведь идя по коридору Академии художеств, за ним не так-то просто угнаться, и уж совсем нельзя подумать, что впереди идет пожилой человек. Многих Вам лет здравия, Владимир Георгиевич. Мы гордимся, что имели честь быть Вашими учениками».






версия для печати