18 мая 2005 года - Международный день музеев в НИМ РАХ

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Международный день музеев в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств на Университетской набережной, 17 в этом году практически совпал с очень знаменательным событием – начата реставрация деревянной проектной модели Академии художеств, выполненной в 1766-1771 гг. группой мастеров под руководством С. Серенсена (по проекту Ж. Б. Валлен Деламотта и А. Ф. Кокоринова). Вырезанная из дерева в масштабе 1: 38, модель является проектной и дает представление о том, как развивалась мысль французского и русского зодчих ( ее воплощение в камне осуществлялось в 1765 - 1788 гг. ).
Более пятидесяти лет модель Академии художеств, чьи фасады решены в стиле раннего классицизма, не раздвигалась. Начавшаяся реставрация позволила увидеть красоту барочных интерьеров и лестниц, росписи парадной анфилады и северного корпуса, где расположена домовая церковь св. Екатерины. Эта возможность тем более ценна, что само здание достраивалось уже другими архитекторами и первоначальный замысел отделки внутренних помещений был значительно изменен.
Макет разделяется по продольной и поперечной осям; сейчас ведется реставрация только четверти модели – юго-западного фрагмента, включающего левую половину парадной части главного фасада, выходящего на набережную Невы, и части здания, примыкающего к 4-ой линии Васильевского острова. Если удастся собрать средства на завершение реставрации, к 2007 году – когда будет отмечаться 250 лет Академии художеств – модель станет одним из центральных экспонатов обновленной экспозиции отдела архитектуры, над концепцией которой сейчас работают сотрудники музея.
А с конца мая посетители Научно-исследовательского музея будут иметь возможность, прослушав экскурсию, посетить выставку «Образ Петербурга в моделях, чертежах и акварелях зодчих XVIII-XIX веков» на третьем этаже, увидеть великолепные модели Смольного монастыря (1750-1756 гг., проект Ф. Б. Растрелли) и фрагмента западного фасада Михайловского замка (1797-1800 гг., В. Бренна), Биржи на Стрелке Васильевского острова (1805г., проект Ж. Тома де Томона), Исаакиевского собора О. Монферрана (1818-1820 гг.). Эти уникальные произведения широко известны в мире и часто экспонируются на крупных международных выставках.
Помимо деревянных проектных моделей, в собрании есть и не менее интересные модели из пробки, выполненные в XVIII в. итальянскими мастерами. Один из них, Антонио Кики, по заказу Екатерины II, вырезал более 30 небольших моделей античных строений Греции и Рима, по которым изучали историю внуки императрицы – будущий Александр I и его брат Константин.
Эти образцы феллопластики экспонируются на первом этаже – в залах постоянной экспозиции «Слепков с античной и западноевропейской скульптуры XVIII-XIX вв.», развернутой вдоль большого круглого двора (так называемого «циркуля»). Особая ценность академических слепков в том, что они были сняты непосредственно с мраморных оригиналов – от такой практики довольно быстро отказались, чтобы не наносить ущерб сохранности подлинников.
Но именно этот принцип позволял в слепке передать высочайший уровень исполнения оригинала, тончайшие нюансы техники резца скульптора. Большое значение имело то, что они делались по заказу Высочайшего двора и Академии высококлассными формовщиками. В 1769 г. первый президент Академии художеств И. И. Шувалов, находясь в Италии, по распоряжению Екатерины II, отослал в Санкт-Петербург формы более чем пятидесяти знаменитых скульптур Ватикана, Капитолийского музея, Флоренции, палаццо Фарнезе, вилл Медичи и Людовизи. Вместе с формами прибыл мастер Алессандро Маццони, выполнивший отливку статуй, украшающих и ныне фасад Академии и интерьеры музея – Геракла и Флоры Фарнезских, Афродиты Каллипиги, ваз виллы Медичи… Так образовалось ядро собрания антиков, пополнившееся в 1789 г. большими статуями, отлитыми по формам, полученным от князя Н.Б. Юсупова.
Большинство произведений из академической коллекции сразу же получили широкую известность – отлитые с них бронзовые скульптуры украсили пригородные резиденции в Царском Селе, Павловске, Петергофе. Бронзовые Геракл и Флора были установлены на лестнице Камероновой галереи. Другие слепки размещаются в залах постоянной экспозиции «История русской художественной школы» на втором этаже музея, где показаны лучшие учебные и дипломные работы русских скульпторов, начиная с 1772 г. – М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, Ф. Г. Гордеева, Н. С. Пименова, Г. Р. Залемана, М. М. Антокольского и других.

А в центре Рафаэлевского зала музея в стену вмонтирован уникальный гипсовый тонированный слепок «Райских врат» - восточных дверей флорентийского Баптистерия Л. Гиберти, подаренный Императорской Академии художеств ее почетным членом Н. А. Демидовым в 1776г. Слепки встречают и провожают посетителей музея в верхнем и нижнем вестибюлях, в том числе и два льва (со скульптур на лоджии деи Ланци во Флоренции), статуи козлоногих фавнов с корзинами винограда на головах (с изваяний во дворе Капитолийского музея) по обеим сторонам Конференц-зала музея.
По давней традиции, 18 мая – день бесплатного посещения музея.






версия для печати