Выставка «Зураб Церетели. Жизнь в искусстве» в Гороховце

 

Другие выставочные залы



Сроки экспонирования: 31 октября 2025 – 25 января 2026
Место экспонирования: Выставочный зал Гороховецкого историко-архитектурного музея (Гороховец, ул. Ленина, д. 17, 2-й этаж).

Российская академия художеств и Гороховецкого историко-архитектурного музея представляют выставку произведений народного художника СССР и РФ Зураба Константиновича Церетели (1934-2025). В экспозицию проекта «Жизнь в искусстве» вошло около 30 работ, среди которых произведения, выполненные в технике горячей эмали из серии «Я садовником родился», цветная шелкография из цикла «Листы из альбома», а также скульптурные композиции «Горожане».
Его искусство хорошо известно в нашей стране и за ее пределами, и вот уже долгие годы талант этого художника ярко проявляется в сфере живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства. Используя богатый опыт мирового художественного наследия, в своем искусстве творческий подчерк Церетели всегда индивидуален и узнаваем и демонстрирует уникальное видение мира.
Мастер создает свои произведения в разных техниках, однако они обретают свое место в единой структуре его творчества. Особое значение имеет искусство горячей эмали, которым занимается художник. Следует отметить, что Зураб Церетели способствовал возрождению этой старинной техники и по-своему переосмыслил ее сообразно эстетическим принципам культурной эпохи. Художник обратился к эмальерному искусству в середине 1970-х годов. Технология создания рисунка в работе с перегородчатой эмалью – это сложный многоступенчатый и трудоемкой процесс, требующий отдельных знаний и опыта старых мастеров. Для изучения возможностей этого вида искусства и его применения в монументально-декоративных решениях Зураб Константинович создал творческую мастерскую-лабораторию, в которой непрерывно велись эксперименты и эта многолетняя работа дала свои плоды. Сегодня авторские эмали вызывают неизменно высокую оценку и восторг зрителей. В них присутствует определенный ген позитива, поэтому трудно не поддаться обаянию его сердечных открытых героев. Красота окружающего мира и человека – цель творчества художника и его мировоззрение. Создание объемных эмалей позволяет художнику раскрыть, какое множество возможностей кроется в старинных техниках, в прошлом культурного наследия человечества, что еще раз доказывает – все новое, по сути, имеет под собой богатый опыт мастеров прошлых столетий с их достижениями.
В работах З.К.Церетели часто возникает неожиданное соединение, а порой и взаимопревращение разных предметов, человеческих фигур, животных, рыб, птиц и архитектурных конструкций, что формирует яркий пластический образ полотна в целом. Мы видим, ощущаем, что каждый холст или лист бумаги имеет множество измерений и пространственных прорывов, которые и преодолевают границы листа, и в то же время остаются в гармонии с этими границами. Важно отметить общую устремленность к образам первоприроды, проточеловека, к красоте, лишенной пафоса, блеска, лоска, к началу, которое должно символизировать истину. История мира также значима для универсума, как и история маленького человека, его чаяния. Часто именно на контрасте, при ощущении определенного диссонанса неожиданно раскрывается главная тема, сама суть чего-то очень глобального, того самого «начала всего», ради которого, возможно, и был создан человек.
Текст подготовлен Управлением информации (пресс-службой) РАХ на основе статьи искусствоведа, академика и вице-президента РАХ Т.А. Кочемасовой; фоторепортаж: пресс-служба Музея






версия для печати