Члены РАХ - участники выставки «Арт-код» в Саратове
Другие выставочные залы
Сроки экспонирования: 18 октября – 7 декабря 2025 года
Место экспонирования: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева (Саратов, ул. Первомайская, 75)
Поволжское отделение Российской академии художеств в рамках конференции «Искусство и власть»представило выставочный проект «Арт-код», приуроченный к 60-летнему юбилею заслуженного художника РФ и академика Российской академии художеств Андрея Александровича Щербакова. Другими участниками стали заслуженный художник РФ, академик РАХ Сергей Владимирович Гавин и сын юбиляра, художник Матвей Щербаков.
Каждый из авторов представлен избранными произведениями разных лет, составившими основу уникального творческого почерка. Экспозиция выстроена по принципу синтеза искусств: в неё вошли скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (гобелен, вышивка, батик) из собрания Радищевского музея, Саратовского областного музея краеведения, а также из частной коллекции Е.А. Шутко (Москва). В своих произведениях художники обращаются к разным культурным кодам, исследуя вечные темы искусства (античные сюжеты, красота мира, проблемы человеческого бытия), и создают мощные по силе эмоционального напряжения и мастерству содержательные образы.
В творчестве скульптора Андрея Щербакова органично переплетается наследие академических традиций и художественного опыта XX столетия. Его произведения символичны, экспрессивны и полны философских подтекстов. Виртуозно владея формой, используя приёмы геометрической стилизации, автор придаёт скульптуре динамику движущихся масс, что отражено в работах «Саломея» (2000), «Сотворение» (2006), «Полёт с ангелом» (2018). Он также уделяет внимание камерным формам, воплощая в них образы вечной женственности, красоту и гармонию человеческого тела. Произведения «Ребро Адама» (2004), «Равновесие» (2005) отличаются плавностью линий и даже мягкостью пластических решений, что позволяет сохранить естественность и привлекательность натуры. Переосмысление образов древнегреческих героев автор продолжает в графических работах 2010-х годов - «Елена Троянская» (2012), «Леда» (2012), «Ждущая Икара» (2015), прибегая к изящной, но точной линии. Оригинальна серия «Вышитый проект» (при участии Натальи Щербаковой, Виталия Феофанова (1996–2004), выполненная в старинной технике лицевого шитья «в раскол». Многофигурные композиции, в которых возникает образ Георгия Победоносца, Архангелов, Мирового древа, зооморфные орнаменты, очень гармоничны по композиции и колориту и стремятся к декоративности архаических культур. Особое место в экспозиции занимает скульптурная модель памятника Алексею Петровичу Боголюбову, выполненная в реалистической манере. Представление на выставке этого экспоната связано со знаменательным событием: в год празднования 140-летия с момента открытия Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Андрей Щербаков стал автором монумента его основателю, профессору Императорской Академии художеств А.П. Боголюбову.
Художник декоративных искусств Сергей Гавин представил на выставке монументальные произведения, выполненные в технике авторского гобеленового ткачества. В них он обращается к теме музыки, создав знаковую пространственную композицию «Музыка» (2019–2020), посвященную Людвигу ван Бетховену («Гений», «Лунная соната») и работу «Призраки Большого дворца» (2021). Тема космизма нашло свое прочтение в «Чистом небе» (2012) и «Поле и небо» (2014). Основу художественного почерка автора составляет ряд приёмов: художник часто использует синий цвет в сочетании с охристым, золотистым, за счёт чего достигается эффект сияния, вибрации поверхности. Ещё один характерный приём – вплетение фигуративного образа в абстрактную поверхность полотна. Кроме того, для экспонирования работ он использует необычные решения: располагая гобелены в пространстве особым образом, он превращает тканые плоскости в объёмные, трёхмерные композиции. Также в экспозицию вошли его графические работы. Среди пастелей и гуашей насыщенных цветовой палитрой выделяются «Большой букет» (2023), «Аромат белых лилий» (2015), особняком стоят пастели к гобеленам: «Призраки Большого дворца» (2021), «Фуга» (2015). В монохромных рисунках из серии «Мой райский сад» (2018–2019), где светлая поверхность листа играет особую роль в композиционных построениях, высокие травы, тенистые кущи, уголки сада сливаются воедино и выражают одновременно умиротворение и торжество жизни.
Третий участник проекта – Матвей Щербаков, выпускник Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Художественный метод молодого автора демонстрирует современный новаторский подход к искусству гобелена: метафоричные работы «Pandora» (2021), «Icarus Wings» (2021) представляют собой инсталляции, в которых гобелены становятся частью интерактивных конструкций, близких по стилистике к минимализму. В живописных произведениях в полной мере раскрываются модернистские искания автора: «Портал» (2018), «Революционный красный» (2019), «Художник и муза» (2020), свидетельствуют об увлечённости художника способами построения пространства в духе кубизма. В произведениях художник тяготеет к жизнеутверждающим образам: даже в минорных по колориту батиках «Одиночество» (2015), «Прогулка» (2015) человека сопровождает верный пёс, и он не остаётся одинок.
Поволжское отделение РАХ на основе статей Натальи Куриловой и Екатерины Телятовой, СГХМ имени А.Н. Радищева.
версия для печати