Выставка «Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели» в Санкт-Петербурге
Другие выставочные залы
Сроки экспонирования: 20 июня - 14 сентября 2025
Место экспонирования: парадные залы Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17)
НИМ РАХ совместно с Российской академией художеств представляет межмузейный выставочный проект «Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели», посвященный живописи двух ярких представителей изобразительного искусства Грузии и России — Нико Пиросманашвили (1862(?)–1918) и Зураба Церетели (1936–2025). Сегодня творчество этих художников объединяет не только Грузию и Россию, где хранятся их работы и активно ведутся исследования их наследия, но и многие другие страны, считающие этих мастеров частью всемирного культурного ареала. Экспозиция демонстрирует более 150 авторских работ из собрания нескольких музеев и частных коллекций, что даёт возможность познакомиться с искусством двух столь значительных в контексте европейского искусства живописцев, а также акцентирует внимание на преемственности национальных традиций в самом глубоком их понимании.
В творчестве этих художников, несмотря на яркую индивидуальность каждого и разность эпох, в которые они жили и творили, читаются общие черты: наполненность ярким этническим колоритом Грузии, понимание древних общечеловеческих ценностей, и вместе с тем ощущение безграничной свободы и постоянный поиск способов самовыражения. Хотя Нико Пиросмани не получил классического художественного образования и относится к наивному направлению искусства начала XX века, президент Российской академии художеств Зураб Церетели считал его одним из тех живописцев, что значительно повлияли на формирование его стиля, наряду с Ван Гогом, Пикассо и Матиссом. В творчестве Зураба Константиновича есть ряд произведений-оммажей «Посвящение Пиросмани», «Натюрморт „Пиросмани“», «Я и Инесса в старости. Памяти Пиросмани» и многие другие. Выставочный проект призван отразить это созвучие, выявить традиции, ставшие основой для творческих поисков двух мастеров. Творчество Пиросмани традиционно связывается не только с национальным искусством Грузии, но и с модернистскими веяниями в художественной жизни XX века. Его необычные работы, созданные в характерном для художника-примитивиста лаконичном стиле, стали одним из ярких явлений живописи того времени, которые отразились на дальнейшем развитии как национального, так и общеевропейского искусства. Вместе с тем, как отмечал один из первооткрывателей творчества Пиросмани Кирилл Зданевич, «кажущаяся простота его картин была мнимой. В них легко можно было разглядеть отзвуки древних культур Востока, но традиции народного грузинского искусства преобладали». Написанные на картоне и черных клеенках картины Пиросмани — застолья, сцены сельского труда, портреты людей и изображения животных — словно составляют некую сагу о Грузии, древней и современной одновременно. Они полны отзвуков эпической образности. Как художник, сохранявший традиционные для народного искусства черты архаического мышления, Пиросмани не писал в чистом виде пейзажи или портреты: его персонажи, будь то люди или животные, всегда находятся в некоем реальном или эпическом, осененном небом, пространстве.
Той же глубинной традицией искусства Грузии — его яркостью, изобилием, неким оптимизмом восприятия жизни — было рождено искусство Зураба Церетели, изначально основанное на культурном наследии его родины. Но вместе с тем он необыкновенно расширяет круг мотивов и стилистических поисков, ярко отражающих динамику современного искусства. Традиционное грузинское искусство становится одним из многочисленных источников, в которых черпал вдохновение мастер, и, возможно, этот источник — самый значительный.
В торжественной церемонии открытия приняли участие и.о. президента Российской академии художеств Василий Зурабович Церетели, вице-президент РАХ и директор НИМ РАХ Алексей Юрьевич Мудров, вице-президенты РАХ Татьяна Александровна Кочемасова и Андрей Андреевич Золотов, вице-президент РАХ и ректор Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина Семен Ильич Михайловский, а также председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Владимирович Михайлов.
Управление информации (пресс-служба) РАХ на основе релиза НИМ РАХ; фоторепортаж Пресс-служба Музея
версия для печати