Выставка «Два "Я"» Евгения Максимова и Юлии Смирновой в Плёсе
Другие выставочные залы
Сроки экспонирования: 26 апреля – 13 июля 2025 года
Место экспонирования: Музей пейзажа (г. Плёс, ул. Луначарского, 20)
Российская академия художеств, совместно с плёсским Музеем пейзажа представляют выставку академиков РАХ Евгения Максимова и Юлии Смирновой в рамках проекта Плёсского музея-заповедника «Семейные традиции» - экспозицию составят более 60 картин из собрания известной творческой семьи.
Выставка не только предоставляет зрителям шанс сопоставить разный художественный почерк авторов, но и даёт возможность прикоснуться к творчеству прославленных мастеров, сформировавших московскую монументальную школу в новейшее время. К народному художнику РФ Евгению Николаевичу Максимову по праву можно применить известное выражение «человек-школа». Ученик и преемник выдающего художника-педагога Клавдии Александровны Тутеволь, он создал мощный и разносторонний коллектив преподавателей в мастерской монументальной живописи МГАХИ им. В. И. Сурикова. За десятилетия руководства Евгений Николаевич не только подготовил сотни профессионалов, но и создал особое духовное и интеллектуальное пространство, в котором сложилась и развивается система органично связанных между собой принципов и ценностей. Искусство тех, кто учился в этой мастерской, всегда умно, интересно, многозначно и притягательно.
Творчество Евгения Максимова и Юлии Смирновой раскрывает зрителю богатейшую палитру художественных средств. Оно наследует средневековую созерцательность, стремление достичь гармонической слаженности, сохраняя при этом внятность звучных цветовых соотношений, декоративность, не противопоставленную изобразительности и масштабность, проистекающую из цельности композиции и каждого из её элементов. Евгений Николаевич много работает в иконописи и церковном монументальном искусстве и потому глубоко постиг великий принцип, значимый для религиозной тематики, и являющийся сущностным для любого искусства: большое видится в малом, общее в конкретном. Создаваемые им образы обладают недюжинной внутренней силой и выразительностью, а пейзажи полны глубины и гармонии. При всём внешнем несходстве с работами супруга, картины Юлии Александровны столь же точны в воплощении идеи. Она работает в широком диапазоне: от острой проработки деталей до фактурной выразительности мазка. Будь то предметный мир, пейзажный мотив, образ человека или многофигурная композиция – это, прежде всего, портрет изображаемого, рассказ о предмете и художнике, запечатлевшем его суть.
Евгений Николаевич Максимов родился в городе Кашира Московской области в 1953 году. Окончил мастерскую монументального искусства МГХИ им. В.И. Сурикова в 1973 году, затем - ассистентуру-стажировку у К.А. Тутеволь. Работал в монументальном цехе Комбината художественных работ Московского областного художественного фонда РСФСР с 1975 по 1977 год. С 1982 года преподает в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И.Сурикова при РАХ. С 1990 года руководит монументальной мастерской, 2000 году занял должность заведующего кафедрой живописи и композиции Института. С 1997 года возглавляет кафедру монументальной живописи факультета церковных художеств в Православной Свято-Тихоновской гуманитарной академии. С 2001 года – руководитель Творческой мастерской монументальной живописи РАХ в Москве. В 2005 году удостоен звания народного художника РФ. Под его началом были оформлены своды главного купола и малых куполов, интерьеры Нижнего храма, залы церковных соборов и своды Кувуклии храма Христа Спасителя в Москве; Кафедральный Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке. Работал над созданием эскизов к росписям храма Христа Спасителя в Калининграде, Свято-Троицкого подворья в Брюсселе (Бельгия), внутреннего убранства храма Живоначальной Троицы в Новоголутвинском монастыре (г. Коломна), храма Модеста Иерусалимского в монастыре Симона Петра на Святой Горе Афон (Греция) и другими монументальными проектами.
Юлия Александровна Смирнова родилась в 1973 году, получила классическое художественное образование в МГАХИ им. В.И.Сурикова. Затем продолжила обучение в Творческой мастерской монументальной живописи Российской академии художеств под руководством Е.Н. Максимова. В составе творческих коллективов работала над росписями Свято-Введенской Оптиной Пустыни, главного свода главного купола и Зала Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве, росписями плафона нового зрительного зала Большого театра, росписями Патриаршего Свято-Николаевского Собора в Нью-Йорке, росписями Домовой церкви Патриарха Алексия в Переделкино, кафедрального собора Саввы Сербского на Врачаре и многих других монументальных проектах. Большая часть работ выполнена художницей под руководством учителя и супруга Е.Н. Максимова. В разное время Ю.А.Смирнова преподавала в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Российском государственном художественно-промышленном университете имени С.Г. Строганова, Институте театра, кино и телевидения. С 2019 года — доцент кафедры живописи и композиции, с 2020 года — заместитель декана факультета живописи МГАХИ имени В. И. Сурикова при РАХ.
Управление информацией (пресс-служба) РАХ на основе релиза музея.
версия для печати