Интервью «Преодоление – главная тема человечества» Президента РАХ и Председателя жюри премии «Филантроп» З.К.Церетели

 

Международная премия «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства - масштабный российский благотворительный проект побуждающий общественные силы поддержать людей с ограниченными возможностями, которые благодаря своему таланту могут активно жить и работать. Проект приурочен к Международному дню инвалидов, который отмечается ежегодно 3 декабря. За два с лишним десятилетия его реализации в соискании Премии приняли участие более 11 000 людей с инвалидностью из 36 стран мира и всех регионов Российской Федерации, 488 соискателей названы лауреатами, они получили денежное вознаграждение и общественное признание. Заявки на соискание Премии принимаются до 31 января 2025 года.
Российская академия художеств на протяжении многих лет выступает социальным партнером проекта. Президент РАХ, Народный художник СССР и РФ, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Константинович Церетели является Председателем жюри «Филантропа», регулярно принимает участие в заседании Совета попечителей и оргкомитета, а также предоставляет зал «Яблоко» Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19) для тожественной церемонии вручения Премии.

- Зураб Константинович, в мае нынешнего года, юбилейного для вас, состоялась премьера документального фильма «Зураб». Замечательная картина! Мы поздравляем вас с этим событием в вашей жизни и благодарим за предоставленную возможность задать несколько вопросов, интересующих наших читателей. Вы с самого начала – с 2000 года – поддерживаете своим весьма деятельным участием Международную премию «Филантроп». Как художника и человека искусства, какая тема больше всего заинтересовала вас в творчестве соискателей премии?
-Тема преодоления. Это основная тема в жизни каждого человека. Может быть, это главная тема в жизни человечества вообще. Без преодоления невозможны никакие свершения отдельного человека и общества в целом. Мы все ежеминутно что-то преодолеваем: усилиями памяти преодолеваем время, физическими усилиями - расстояние, волевыми - инерцию повседневности, усилиями ума - неведение, творческими усилиями - возвышаем в себе Человека. Для людей с ограниченными возможностями здоровья проблема преодоления связана с еще большими, иногда героическими, напряжениями воли, ума, таланта, физических сил. И еще - с поддержкой других людей. Это, по–моему, самая высокая способность человека - помогать другому совершать преодоление.

- Когда вы впервые столкнулись с такими людьми и задумались над темой преодоления?
- В 1978 году мне посчастливилось быть главным художником Специальных Олимпийских игр для людей с ограниченными возможностями. Они проходили в Америке. Тогда к Олимпийским играм я установил в городе Брокпорте скульптурную композицию «Прометей». Тема Прометея - это и есть преодоление: превозмогая себя, дарить людям свет. На Олимпиаде и в последующие годы я видел чудеса, которые способен совершить человек, свой волей победивший обстоятельства. Я благодарю всех соискателей этой Премии за высокий пример отваги, который они подают всему обществу. Я рад работать с организаторами Международной премии Филантроп: Председателем Оргкомитета Михаилом Борисовичем Терентьевым и Председателем Совета попечителей Сергеем Николаевичем Катыриным.

- В декабре 2018 года именно вам, Послу доброй воли ЮНЕСКО, было предложено возглавить Жюри премии «Филантроп» и продолжить традиции ответственности и доверия, заложенные прежними председателями Юрием Мефодьевичем Соломиным, Сергеем Владимировичем Михалковым и, конечно,вашим другом Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Развивая тему преодоления, скажите: этот критерий является определяющим при оценке работ соискателей?
- Жюри руководствуется двумя критериями: художественная ценность работы и степень преодоления. При равенстве первого критерия вступает в действие второй. А высочайшая квалификация членов жюри нивелирует неизбежный в таких случаях субъективизм. Трудно представить, чтобы мэтры, которых вы перечислили, позволили присудить награду малодостойному. Достойны все соискатели, но премия вручается за выдающиеся достижения.

- Уже более десятка вручений Премии проходили в предоставляемом вами роскошном зале «Яблоко» на Пречистенке, 19. Там же выставлялись работы лауреатов-художников. За это нельзя не сказать вам отдельного спасибо! Вы всегда присутствовали на церемонии и видели эти работы воочию. Бывали случаи, когда вы были потрясены?
- Безусловно! Я прекрасно помню изумительные скульптуры, выполненные слепоглухим художником из Москвы. Его звали Алек сандр Сильянов. В 2016-м году ему присудили Международную премию «Филантроп». Я специально попросил оставить его работы, чтобы показать на президиуме Российской академии художеств (РАХ) как пример мастера, преодолевающего все невзгоды и творящего настоящее искусство. И наши академики настолько были впечатлены, что возвели слепоглухого скульптора в звание Почетного члена Академии с вручением всех соответствующих регалий. А с последней церемонии вручения Премии 2023 года мне запомнились выполненные из атласных лент потрясающе красивые вышивки-панно Раисы Ашихминой, тоже невидящей. Ее работы я тоже показывал на президиуме Российской академии художеств. Это все примеры того самого преодоления, с которого мы начали разговор.

- В этом году основанный вами Московский музей современного искусства отмечает 25-летие. Он почти ровесник проекта, о котором мы говорим. Скажите, в музее представлено творчество художников - инвалидов? Ведь у Фонда «Филантроп» потрясающая коллекция таких работ, собиравшаяся десятилетиями. Наверняка в ней нашлись бы экспонаты, достойные вашего музея.
- Надо проработать этот вопрос.

- Получается, что поддержка Международной премии «Филантроп» – не только ваше личное дело, но и всей возглавляемой вами Академии художеств тоже?
- Да, Российская академия художеств рассматривает заботу о творцах-инвалидах как непременную часть своей творческой программы. В наших стенах более двадцати лет проходят выставки лауреатов и соискателей Премии «Филантроп», и не только их. При участии Российской молодежной палаты мы проводили аукционы в поддержку проекта. Я сам предоставлял свои работы в качестве лотов. В наших мастер-классах участвуют молодые художники и дети с ограниченными возможностями.

- Выставки и мастер-классы проводились также в рамках Всероссийских фестивалей детского и молодежного творчества «Я – автор», организованных Всероссийским обществом инвалидов. К вам приходят студенты Специализированного института искусств. И не случайно ведь вам присудили специальную премию «Филантроп» - государственному и общественному деятелю за оказание действенной помощи инвалидам и их общественным организациям. Зураб Константинович, расскажите подробнее об этих мастер-классах.
- Один раз в неделю в Московском музее современного искусства проходят мои мастер-классы. Когда я встречаюсь с такими детьми, я не могу назвать их инвалидами. Это очень талантливые ребята. У них чудесные, уникальные работы. Мы должны предоставить им площадку для того, чтобы они могли развиваться через творчество и идти вперед. Для них это путь к здоровью.

- Есть ли какая-то особенность при работе с ребятами-инвалидами?
- Для меня не существует понятий «больной» или «здоровый», если речь идет о ребенке. Потому что и те, и другие работают уникально. К примеру, на мастер-классе, которым вы интересуетесь, были те, кто не мог разговаривать, кто ничего не слышал. Но... Видели бы вы, какие рисунки они создают! Вы не представляете, как у них за мольбертом поднимается настроение!

- Чему вы стремитесь их научить?
- Самое главное, чему я хочу их научить - это доверять своим первым впечатлениям. Только так картина получается правильной! Именно по этому принципу работали все классики живописи и графики - от Леонардо да Винчи, Джотто и Веласкеса до моих педагогов.

- После мастер-классов по-вашему музею всегда проводятся экскурсии. Почему?
- Надо, чтобы дети узнавали в том или другом образе, допустим, Ростроповича или Высоцкого - чтобы искусствоведы объясняли, кто эти люди и какую пользу они принесли России… Если преемственности не будет, то ничего не будет. Поэтому я каждую пятницу провожу мастер-класс в Москве.

- А что вы скажете о молодом поколении в целом?
- Очень талантливое поколение в России, очень хорошие дети. Вот сейчас в учебных группах очень мало мальчиков - в основном девочки. Надо, чтобы родители поняли: рисование, искусство, творчество - очень важное дело. Оно формирует мышление, развивает человека, раскрывает его сердце, учит видеть мир, понимать его, любить. Через чувство передавать важнейшие идеи, свое ощущение Бога. Рисовать, красками работать - это большой труд и большая радость!

- В фильме «Зураб» много внимания уделено вашему детству и вашей родине – Грузии. Дети и Грузия – две огромные темы в вашем творчестве и в вашей деятельности. Они как-то пересекаются с темой, о которой мы сейчас говорили?
- В числе лауреатов Премии «Филантроп» был очень талантливый мальчик из Грузии. Меня это очень обрадовало! О нем много говорили, и я очень надеялся, что он станет одной из ниточек в канате дружбы, который вновь свяжет Россию и Грузию.

- Вашей личной творческой плодовитости можно позавидовать – более 5 тысяч произведений в различных техниках и жанрах. Что вас вдохновляет? Как строится ваш день?
- Вот я встаю утром и сразу начинаю работать - не могу иначе. Ты просыпаешься и хочешь что-то создать. Понимаете, это наша профессия, крик души. Помню, у меня была дача в Гульрипше. Я дружил с поэтами - Вознесенским, Евтушенко - и они приезжали ко мне туда, разговаривали там с Богом, и так рождались их стихи. Евтушенко там так понравилось, что он рядом построил дом и жил. Еще помню: рисую дома и вдруг слышу, что кто-то громко говорит неподалеку. Выхожу во двор - стоит красивая барышня, а Андрей Вознесенский ей стихи читает. Чудо! Окружение, хорошие люди, природа… вдохновляют. Это очень полезно было для всех. Знаете, это все диктует природа.

- Одна из ваших известных скульптурных композиций «Добро побеждает зло» установлена в Нью-Йорке возле здания ООН на Ист-Ривер. Кстати, она показана в фильме «Зураб». Это частая тема в ваших работах. Вы действительно полагаете, что добро может победить зло?
- Я верующий человек. Мы все в это верим и надеемся! А как иначе жить?! Думаю, у каждого были такие моменты, когда казалось, что подлость, зло одолевают. Но потом что-то случается, и все происходит наоборот. Добро и справедливость побеждают! Главный герой моей скульптурной композиции - не простой человек, а святой Георгий Победоносец. Он веками был символом борьбы Добра и Зла. Ведь эта борьба в душе каждого из нас идет каждый час, каждую минуту. В этом смысл любой веры – бороться с драконами в своей душе.

- В свои немалые годы, проживая весьма и весьма насыщенную жизнь, жалеете ли вы о чем-то? Если была бы возможность, хотели бы что-то изменить?
- Нет смысла жалеть о том, что не случилось, или о том, что уже не изменить. Увы, не в наших силах продлить жизнь любимым и близким людям. Я не люблю оглядываться - всегда иду вперед. Думаю о том, что еще успею сделать. Жизнь нам дается и как дар, и как испытание. Я верю, что все, что мы пережили, давалось нам по силам. Невозможно изменить жизнь, но я счастлив, что сложилось все именно так. Самое главное - любовь и вера в душе!

- Что бы вы пожелали тем, кто хочет принять участие в конкурсе на соискание Премии «Филантроп», да и всем творческим людям?
- Работать и работать! Создавать! И отдавать больше, чем получаешь. Я всю жизнь отдаю больше, чем получаю - так меня воспитали.

Беседовала Анна Демидова. Фоторепортаж: Виктор Берёзкин. 
Материал подготовлен Управлением информации (пресс-службой) РАХ






версия для печати