Конференция «Аллегории, эмблемы и символы в русском искусстве XVIII – начала XX века» в РАХ

 

Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ.
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российская академия художеств приглашает принять участие в Научной конференции «Аллегории, эмблемы и символы в русском искусстве XVIII – начала XX века», которая состоится 27 ноября 2024 года в 11.00 в Белом зале РАХ (Москва, Пречистенка, 21). Вход на мероприятие свободный, без предварительной регистрации.

В рамках научного заседания предполагается рассмотреть процесс взаимодействия отечественного искусства последнего периода русского Средневековья с западноевропейской эмблематической культурой – как в виде заимствования отдельных элементов (символов), так и обращения к методу символико-аллегорического мышления в целом. Вторая половина XVII века отмечена активным проникновением в древнерусское искусство сюжетов и иконографий искусства западноевропейского, главным образом, в виде гравюр, привезенных в Московское государство и используемых русскими мастерами в качестве образцов. На примере конкретных памятников, специалисты проведут анализ степени проникновения западной эмблематики в разные виды русского искусства второй половины XVII–начала XVIII в., а также степени самостоятельности интерпретации русскими мастерами иностранного и инославного символического подтекста. Мероприятие входит в цикл конференций «Русское искусство Нового времени». Оргкомитет: Завьялова А.Е. (председатель), Гамлицкий А.В.


Программа конференции
Регламент выступлений – 15–20 минут

27 ноября 2024 года
Утреннее заседание, начало в 11:00
Ведущий - Завьялова Анна Евгеньевна

Приветственное слово:
Калинин Виктор Григорьевич, первый вице-президент Российской академии художеств;
Золотов Андрей Андреевич, вице-президент Российской академии художеств;
Кейпен-Вардиц Диана Валерьевна, заместитель директора НИИ РАХ по научной работе.

Доклады:
1. Гамлицкий Андрей Викторович, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
К вопросу о влиянии западноевропейской эмблематики на русское искусство второй половины XVII –начала XVIII века.

2. Тюхменева Екатерина Александровна, кандидат искусствоведения, заведующая отделом Русского искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Программа убранства триумфальных ворот в честь Абоского мира. Неосуществленный вариант.

3. Пчелов Евгений Владимирович, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой Историко-архивного института РГГУ (Москва);
Эмблемы и гербы в творчестве А.П. Лосенко.

4. Карев Андрей Александрович, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Книга как атрибут аллегории в русском изобразительном искусстве XVIII века.

5. Акимов Сергей Сергеевич, кандидат искусствоведения, доцент, МБУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» (Нижний Новгород);
«Аллегория живописи» Андрея Матвеева и традиция персонификации Живописи в голландском и фламандском искусстве XVII века.

6. Царёва София Михайловна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Аллегории музыки в московском архитектурном декоре конца XVIII – первой трети XIX века.

7. Звездина Юлия Николаевна, кандидат искусствоведения, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва);
Лубок «Ступени человеческого века» и его западноевропейские источники.

Дневное заседание, начало в 15:00
Ведущий - Гамлицкий Андрей Викторович.

8. Пушкина Юлия Александровна, независимый исследователь (Санкт-Петербург);
Акрофонические шифры в декоративной вышивке первой половины XIX века.

9. Самохин Александр Вячеславович, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Об аллегорическом мышлении в русской живописи второй половины XIX века. В.Г. Перов и Н.А. Ярошенко

10. Юдин Михаил Олегович, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Солярные символы в изделиях русских ювелирных фирм второй половины XIX – начала ХХ века.

11. Иньшаков Александр Николаевич, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Эмблемы и символы в контексте формирования языка беспредметного искусства в 1900-е — 1910-е годы. Живописный цикл «Знаки Зодиака» в творчестве М.К. Чюрлёниса (1875 –1911).

12. Завьялова Анна Евгеньевна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Аллегории Европы и Азии Александра Бенуа для Казанского вокзала: традиции и новаторство.

Дополнительная информация: +7 (495) 637–31–76, Дирекция НИИ РАХ
Иллюстрация на превью: Н.Ярошенко (1846-1898). Всюду жизнь. 1888. Холст, масло. 213,7 x 107,5. Фрагмент. Собрание Государственной Третьяковской галереи.






версия для печати