Выставка художественного текстиля Натальи Мурадовой «Материя. Земная и небесная» в РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
Выставка открыта для посещения: 18 января – 5 февраля 2023.
Место экспонирования: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)

Российская академия художеств представляет выставку произведений признанного мастера текстиля, Народного художника РФ и академика РАХ Натальи Владимировны Мурадовой «Материя. Земная и небесная». Авторская художественная палитра технических приёмов безгранична – классическое ткачество, роспись, вышивка, объёмное шитьё, печать на холсте, имитация гобелена; так же разнообразен круг материалов - лоскутки тканей, кружево, стеклярус, фольга, фрагменты ткачества. Большую смысловую нагрузку несут тексты – цитаты из любимых работ поэтов автора, органично включённые в плоть материала, а также реальные предметы, использованные, как знаки памяти, символы событий.
Пережив разные периоды в поисках и экспериментах в общем стилевом потоке искусства, Мурадова явила нам свой индивидуальный стиль как художественный феномен. Это стиль со своими оригинальными идеями и декоративной системой образов, с особым поэтическим и философским мировидением, с фантазийной технической палитрой приёмов – от текстильной материи во всей красоте её живописных и текстурных качеств до использования авторской фотографии. Об этом говорят знаковые работы: «Можно жить и в придуманном мире» (1999), «Книга не умрёт. Роман будет прочитан». (2007), «Карнавал в Венеции», «Ужас и восторг великого города» (2010), «Непрочный памятник мгновенью» (2014), «Храм Вознесения» (2016), «Вариации на тему Боттичелли» (2017). В масштабных произведениях художника 2019-2022 года «Земля - Священная гора», «Дар небес - Святая Вода», «Небеса», «Воздух» прочитываются размышления мастера о гармонии мироздании и составляющих его элементах. «Русский занавес», «Летящие лепестки» вводят в атмосферу красоты и любования, ассоциаций, любимых образов. По сути, каждая работа - это живописное текстильное полотно, картина, как правило, внушительных размеров (до нескольких метров) со сложной образно - смысловой структурой.
Декоративный дар художника раскрывается в её акварелях, эскизах на картоне, которые являются самоценными художественными произведениями. Неповторимы букеты и ветки сирени, розы и хризантемы – излюбленные мотивы, в изображении которых происходит одушевление природы, её живое присутствие.
Творчество Мурадовой хорошо известно в культурном пространстве России и за рубежом. Наталья Владимировна родилась 10 октября 1946 года в Лодзи (Польша). В 1971 году окончила Московский текстильный институт. Она начинала свою деятельность в 1960-ые годы, когда перед искусством встали задачи создания эмоционально-образной среды в интерьерах больших общественных сооружений.
В начале 1970-х годов - обратилась к ручной росписи ткани. В период работы в системе Комбинатов Московского Союза художников ею были созданы десятки театральных занавесей, гобеленов и объемно-пространственных композиций для интерьеров общественных зданий, сотни рисунков для художественного производства. Движение творческой мысли шло от плоскостной росписи к ее пластической трансформации в объемных текстильных панно.
С 1986 года начинается новый по значению и масштабу период, когда совместно с архитекторами и художниками по стеклу Т. Сажиным и Л. Фоминой Н. Мурадова участвует в оформлении пространственной среды таких крупных и общественно значимых сооружений, как Министерство иностранных дел и Государственная Третьяковская галерея, для которой в период её реконструкции она создала гобелены «Три века русской культуры», «Парк. ХVIII век», «Дворянское гнездо. ХIX век», «Окно поэта. ХХ век».
В 1995 году Наталья Владимировна принимает участие в грандиозном по значимости и объёму проекте оформления резиденции Президента России в Московском Кремле. Для Зала Совета Безопасности ею создан уникальный гобелен «Герб» в технике классического ткачества с золотой вышивкой, и гобелен «Сияние Москвы» (40кв. м.), который выполнялся на знаменитой исторической мануфактуре в Обюссоне (Франция). Эскизы и картоны хранятся в музее фабрики наряду с рисунками знаменитых художников – А.Ватто, Ф.Буше, Ж. Люрса.
В 1999 году началась работа по художественному оформлению нового здания Верховного Суда России, успешно завершенная в 2007 году. Объем выполненных работ поистине грандиозен. Для разных помещений она создала ряд крупномасштабных произведений – текстильные панно, гобелены, росписи с применением золотого шитья для оформления сцены актового зала площадью 150 кв. м. Декоративной доминантой пространства библиотеки стали настенные и потолочные росписи. Целую стену украшает уникальный гобелен «Время».
Со всей полнотой раскрылся индивидуальный стиль Мурадовой в десятках уникальных произведений, созданных ею за прошедшее двадцатилетие и представленных в собраниях ведущих музеев России, музее «Arts and Design» в Нью-Йорке, частных коллекциях. Любовь к слову, владение им раскрылось в автобиографических книгах автора «Лепестки» (2016). «Лоскуты разорванного времени и живописные заплаты чувств» (2021), в которых со свойственным автору темпераментом так искромётно, ярко и с исповедальной откровенностью раскрывается цельность «художественности» её натуры в самых разных формах её проявления.
Заметное присутствие автора в контексте современного художественного процесса проявляется в постоянном участии в отечественных и международных выставках, крупнейших творческих акциях, таких как Российская триеннале современного гобелена в «Царицыно», Международная триеннале текстиля в Лодзи. Выставки последних лет, состоявшиеся на самых разных выставочных площадках – в музеях, галереях, театрах, во всей полноте раскрыли творческие ориентиры, когда реалии пережитого, увиденного переходят на уровень чистой красоты и гармонии.
«Счастье – уметь и мочь, и быть узнанным, приглашённым… Прекрасное чувство востребованности и опоры, правды происходящего» - написала Наталья Владимировна в одной книге о своем творчестве. Зритель видит, чувствует и разделяет устремлённость автора к общению на ноте эмоциональной взволнованности.
Текст подготовлен на основе статьи доктора искусствоведения, академика РАХ Л.В.Казаковой.
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

СМИ о выставке:
ТВ «Россия-Культура». Эфир от 18.01.2023. Выставка текстильных работ Натальи Мурадовой открылась в Академии художеств
Министерство культуры РФ. Выставка «Материя. Земная и небесная» Натальи Мурадовой
Культура РФ. Выставка «Материя. Земная и небесная» Натальи Мурадовой
Афиша. Выставка в Москве. Наталья Мурадова: Материя. Земная и небесная
ARCHITIME: Выставка художественного текстиля Натальи Мурадовой «Материя. Земная и небесная» в РАХ
АртМосковия. Выставка художественного текстиля Натальи Мурадовой «Материя. Земная и небесная» в РАХ
Город Зовёт. Выставка «Материя. Земная и небесная» Натальи Мурадовой






версия для печати