«Пейзаж русской души». Выставка произведений В.Г. Харлова в Кирове

 

Другие выставочные залы


Место проведения: Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых (г. Киров, ул. Карла Маркса, 70).
Сроки проведения: 21 февраля 2020 — 19 апреля 2020.

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых представляет выставку живописных произведений народного художника РФ, академика Российской академии художеств Виктора Георгиевича Харлова.
В.Г. Харлов - приверженец традиционной школы русской пейзажной и жанровой живописи, яркий представитель поколения художников-деревенщиков, почвенников, вошедших в художественную культуру страны в 1970-е годы XX века. Именно эти мастера сформировали своим творчеством большое российское искусство последней четверти ХХ века.
Персональная выставка В.Г. Харлова носит ретроспективный характер, здесь представлено творчество художника разных лет: от ранних работ до полотен последнего десятилетия. В экспозицию входит более 100 произведений различных жанров из собрания Вятского художественного музея и мастерской автора. Его интересует и пейзаж, и тематическая картина, и интерьер, при этом большинство работ живописца направлены на раскрытие одной идеи: единения природы и человека.
Начиная с середины 1970-х годов, определились ведущие линии развития творчества В.Г. Харлова - красота русской природы и судьба северной вятской деревни. На долгие годы местом вдохновения для художника стал один из уголков Вятского Севера – Нижнее Лалье – окрестности старинного городка Лальска. Деревня Русиново, где художник купил старый дом с расписным интерьером, на долгие годы стала мастерской для творческой семьи В.Г. Харлова. Свежие сильные впечатления от деревенской жизни вылились в серию работ, посвященных лальской земле. Его картина «Последние жители деревни Русиново» стала одним из символов времени, драматическим предчувствием грядущих изменений в судьбах людей из глубинки. Работы молодого самобытного художника были высоко отмечены на крупных всесоюзных и зарубежных выставках.
1980-е годы стали самыми плодотворными для Виктора Харлова. Он пишет много, свободно, энергично. Накопленный опыт сказывается в его широкоформатных работах как эпического, так и созерцательного характера. Богатая палитра художника наполнена светом и цветом, ему дано какое-то особенное чувство земли, он словно ощущает ее характер, видит «конструкцию». Взгляд автора всегда устремлен к горизонту, он мастерски создает глубину живописного пространства. Все это говорит о зрелости таланта художника.
Сложные для Отечества и художника 1990-е годы Харлов переживает трагически. Разрушено великое государство, разорены деревни, уничтожен вековой уклад крестьянской жизни – все это повлияло на изменение мировосприятия художника. Только в храмовом искусстве, в православии он обретает душевный мир. В течение десяти лет, изучая основы христианского искусства, В.Г. Харлов выполняет ряд настенных храмовых росписей: «Успение Богородицы» в Успенском соборе Вятского Успенского Трифонова монастыря (1995); участвует в воссоздании росписей храма Христа Спасителя в Москве (1999); работает над циклом росписей в храме Рождества Иоанна Предтечи в Вятке (2002).
В этот период творчества продолжаются ежегодные поездки в Нижнее Лалье, теперь уже не в разоренное Русиново, а в Животово, куда Харловым пришлось переселиться. Нелегко было вживаться на новом месте в изменившийся сельский быт. Но природа вечна. Именно она спасает в любых жизненных обстоятельствах: лес, речка, рядом добрые соседи, просторный светлый дом, куда приезжает сын с семьей. Появляются новые замыслы картин на тему сельской жизни. Но любимым жанром по-прежнему остается пейзаж. К нему он относится очень серьезно: ставит перед собой трудные профессиональные задачи, выбирает не эффектные внешне сюжеты, а сложные неуловимые состояния природы. Пейзаж-картина В.Г. Харлова строго выстроен по композиции, при этом четкая тонкая тональная разработка создает реальную иллюзию пространства. Мастер очень требователен к себе. Картины пишет долго и вдумчиво, достигая обобщенности, монументальности образа.
Виктор Харлов – не урбанист, но в его творчестве важное место занимает образ родного города. Его интересует как старая Вятка, которую художник очень любит, так и современный город с его особыми ритмами, с интересными жителями, с их специфическим укладом жизни.Выставка представляет творчество большого художника – нашего современника, талантливого продолжателя традиций школы реалистического искусства. Произведения Виктора Георгиева Харлова, русские по духу, форме и содержанию, стали близки зрителю. Лучшие из работ мастера вошли в сокровищницу отечественного изобразительного искусства. 

  

По материалам пресс-релиза






версия для печати