«Рифмы». Выставка произведений Ильи Комова в Москве

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 21 ноября - 15 декабря 2019 года
Место проведения: Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина (Москва, улица Арбат, 55/32, вход с Денежного переулка)
Вернисаж – 21 ноября 2019 года в 18.00

Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры города Москвы, Государственный музей А.С. Пушкина представляют выставку произведений члена-корреспондента Российской академии художеств Ильи Олеговича Комова «Рифмы».
Зрители увидят новые живописные работы мастера – плоды его последних творческих вояжей в Петербург. Художник тонко чувствует и по-особенному видит этот город на Неве. Перенося свой взгляд на полотно, он открывает «невидимые» праздному обывателю детали. Автор назвал свою выставку «Рифмы» не случайно. Яркий художественный образ Санкт-Петербурга в трактовке Комова неразрывно связан с Пушкиным и русской поэзией. Картины-рифмы, созданные с помощью красок и кисти, удивительным образом созвучны поэтическим строкам, обладают схожим внутренним строем и звучанием. Выставка представляет поэтизированные размышления художника над образами Петербурга и других русских городов. Образ «Города» становится отправной точкой для выражения внутреннего амплуа художника, создающего с помощью цветовых метафор и рифмоформ насыщенный художественный образ. Цель Комова – показать, что рифмы существуют в живописи столько же явно, сколь и в поэзии. Хотя эта форма их бытования гораздо менее известна и понятна зрителю.
Образ пушкинского Петербурга составляет сквозную сюжетную линию выставки, но не менее важны и другие сюжеты, пейзажные и портретные, где эта идея находит столь же полнокровное воплощение. Не изменяя амплуа живописца, работы которого обладают философским строем и насыщенным цветом, Илья Комов вдохновлялся северной столицей, неспешно гуляя по берегам Мойки, каналам и мостам, запечатлевая пейзажные виды с заповедными уголками пушкинского Петербурга. Основное богатство пейзажей Комова состоит в особой поэтичности внутреннего строя, хрупкой лиричности сюжетной основы, и мощном внутреннем и внешнем звучании, ярком цветовом решении и смелой композиции, преображающей знакомые урбанистические мотивы.
Работа с крупными цветовыми плоскостями – один из устойчивых методов Комова, берущий истоки в многовековой традиции русской монументальной живописи, фресках Дионисия и Гурия Никитина. Сочетания бирюзовых, лазурных, фиолетовых, малиновых и золотых тонов, подчеркнутые насыщенными черными и коричневыми красками создают цветовую гармонию. Картины Комова, светские по сюжетной основе, имеют звучание сродни иконописным образам, благодаря заложенным в них высоким смыслам. Внутренний свет озаряет посвященные Петербургу пейзажи, избранные портретные образы. В них живописным языком емко и полно воплощены поэтические строки.
Живопись Ильи Комова представляет особый взгляд художника, находящегося в постоянном внутреннем диалоге с творческим наследием великого классика русской литературы. Широкую известность приобрел цикл Комова, посвященный спектаклю «Евгений Онегин» постановки Римаса Тумаса в Академическом театре им. Е. Вахтангова. Работы этого цикла были представлены в 2015 году в Государственном музее А.С. Пушкина на проекте «Дуэль», и на других столичных площадках.
Название выставки соразмерно сюжетной основе представленных картин. Особого внимания заслуживают экспонирующиеся на выставке картины: «Рифмы» (Поэтесса Ольга Винограда)» (2010), «Мойка» (2017), «Питер» (2017), «Пейзаж с домом Пушкина» (2018) «Полынья» (2019), «Поэт Полонский» (2019). Представленные на данной выставке работы – это лишь малая толика того, что создано Ильей Олеговичем на протяжении многих лет успешного живописного пути. В наши дни Илья Комов представляет собой уникальную творческую единицу, подвижника в искусстве, внутренне неуклонно следующего избранному пути. Живописные произведения Комова обладают огромным богатством смысловых нюансов, их рифмам подвластно и прошлое, и современность, и будущее. Изобразительный язык автора является универсальным, может служить культурным кодом России на международном уровне.
На выставке «Рифмы» будут представлены около тридцати полотен, преимущественно созданных на протяжении нескольких последних лет. В них Илья Комов подводит итог осознанию русской поэзии и живописи, собственной творческой эволюции и открывает магистральный путь вперед единомышленникам, коллегам по живописному и литературному цеху, тем, кто зрит истоки личностного и творческого формирования в «солнце русской поэзии» – Александре Сергеевиче Пушкине.

Илья Комов родился в Москве в 1965 году в семье известного скульптора Олега Комова. Путь в изобразительное искусство был, наверное, предначертан ему с детства. Начал художественное образование в арбатской спецшколе № 12 имени В.Д. Поленова. В 1982 г. окончил Московскую среднюю художественную школу, в 1989 г. МГХИ им. В.И. Сурикова. Сегодня за плечами художника несколько десятков персональных выставок. Групповым проектам в «громких» залах Илья Комов, предпочитает уединенные пленэры в русском городе Тутаев на берегах Волги, в городах на юге и севере Франции, где часто является желанным и почетным гостем. Несомненно, Комов является мастером, свободно лавирующим в просторах европейских стилевых течений и направлений, что лишь усиливает исконно русское значение его творчества.
Работы И.О Комова хранятся в Государственном музее А.С. Пушкина, в собраниях лидера партии Индийский национальный конгресс Сони Ганди, экс-генерального секретаря ООН Кофи Аннана, в музейных и частных собраниях в России, Франции и других зарубежных странах.

Куратор выставки: кандидат искусствоведения Елена Садыкова
на основе пресс-релиза






версия для печати