Выставка «Святая Гора и сокровенная Россия» в выставочном зале Храма Христа Спасителя в Москве

 

Другие выставочные залы


Время проведения: 05.03.2019 - 03.04.2019, с 10.00до 17.00
Место проведения: Выставочный зал Храма Христа Спасителя (Москва, ул. Волхонка, 15)
Вход на выставку свободный

Главная тема выставки пяти известных российских художников - это мир, который стоит Божьей благодатью, духовное единение Афона и России, перенесенный, сохраненный и приумноженный свет молитвы, зажженные светильники по всей Святой Руси - от Москвы до Соловков и Валаама. Выставка организована по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который лично интересовался ходом создания произведений.

Святая Гора и сокровенная Россия - тема, которой Н.Анохин, И.Каверзнев, В.Страхов и Н.Третьяков служат не первый десяток лет. Объединенные в группу «Русский мiр» они с успехом показывают свои работы в России и зарубежье. К участию в этой выставке художники пригласили своего товарища по МГХИ им. В.И.Сурикова, академика Российской академии художеств Д.Белюкина, чья серия живописных работ «Святые места православия» тоже известна зрителям Москвы и России. Живописцев, объединяет не только верность традициям русской классической школы живописи, но и православное восприятие мира. Их совместная поездка на Афон осенью 2017 года была плодотворной. На выставке можно видеть ряд натурных пезажей, а также выполненные в мастерских по этюдам большие полотна.

Художникам удалось создать прекрасную экспозицию, отличающуюся не только живописным богатством ряда работ, но и смысловым наполнением изобразительного ряда. Начинается она с работ небольшого формата. Это пейзажи с изображением русских монастырей и скитов: Свято-Пантелеймонова, Старого Русика, Ксилургу, Крумницы (авторы И.Каверзнев и Н.Третьяков). Центральная работа экспозиции удачно передает состояние восторга паломника перед приближающимся очертанием Святой Горы в солнечной дымке и необъятной панорамой Афона с самой вершины с проплывающими под ногами облаками. (Д.Белюкин). Изображения монастырей Иверон, Дохиар, Великая Лавра в разные времена года в монументальных произведениях В.Страхова перекликаются с его же работами, посвященными златоглавым соборам Московского Кремля. Следуя по экспозиции, зритель словно совершает исторический путь от Афона до сердца России через Киево-Печерскую Лавру. Она изображена в работе Д.Белюкина. Тема возжжения светильников духа по всей Святой Руси продолжается в Троице-Сергиевой Лавре, В Валаамском и Соловецком монастырях, Оптиной Пустыни (пейзажи Каверзнева, Н.Третьякова), Псково-Печерском, Горицком, Георгиевском монастыре на Крымском Фиоленте и других обителях. Отдельный смысловой и композиционный блок занимает произведения Н.Анохина, символически и философски обобщающие впечатления от поездки. Интересен его Агиохронос (Священное время) – редкий жанр пейзажа-панорамы.

Выставочный зал Храма Христа Спасителя, выбранный для экспонирования Святейшим Патриархом Кириллом, не мог вместить всех созданных к выставке работ. Художники не ставили перед собой задачу показать все древние города и монастыри России, хотя география представленных полотен очень велика - Псков, Ростов Великий, Ипатьевский монастырь в Костроме, Валдайский Иверский монастырь, храмы дальнего Севера. Живописцам удалось найти форму подачи изобразительного ряда своему зрителю, зрителю - единомышленнику, одинаково ценящего достижения цвета, колорита, классическую живопись и православные Святыни, многие из которых доступны только на картинах. Поэтому осмотр выставки превращается в увлекательное путешествие и дарит настоящую радость.



Возврат к списку

версия для печати